Владислав ТРЕТЬЯК: "На моем месте нельзя быть хорошим"

Добавлена: 11.12.2007
Источник: Павел ЛЫСЕНКОВ (Советский Спорт)

За несколько дней до начала Кубка Первого канала обозреватель "Советского спорта" побывал в офисе ФХР на Лужнецкой набережной, где встретился с президентом федерации Владиславом Третьяком и генеральным директором Сергеем Арутюняном. Откровенный разговор шел о положении дел в нашем хоккее.

О НОВОЙ ЛИГЕ

– "Газпром" выступил инициатором создания Открытой российской хоккейной лиги (ОРХЛ), которую планируется запустить в сентябре 2008 года. "Советский спорт" публиковал схему ОРХЛ – в ней ФХР будет отвечать только за сборные.

Арутюнян: – Это неправильная подача информации. Сегодня по закону правами на проведение чемпионата России по хоккею обладает ФХР. Разумеется, федерация заинтересована в привлечении мощной организации, способной провести турнир.

Сейчас ведутся переговоры о создании такой организации с привлечением небывалого количества финансовых ресурсов со стороны госкомпаний. Александр Медведев, руководитель "Газпромэкспорта", который входит в оргкомитет новой лиги, делает очень многое для развития нашего хоккея. Но это не значит, что в ОРХЛ на паритетных началах будет входить только "Газпром". Идея проекта как раз в том, чтобы к новой лиге проявило интерес максимальное число госкорпораций.

– Если будет запущена ОРХЛ, права на проведение чемпионата по-прежнему останутся у ФХР?

Третьяк: – Да. Согласно закону и международным правилам права на проведение национальных чемпионатов принадлежат федерациям. Поэтому ФХР будет участвовать в разработке регламента лиги, нового календаря, условий драфта, вызова хоккеистов в сборную, участия в турнире игроков, не имеющих права выступать за сборную России...

– Но на заседания по новой лиге федерацию не зовут...

Третьяк: – Минуточку, мы были на всех заседаниях. Кроме последнего, в офисе "Газпрома". Идея того совещания была в том, чтобы руководители клубов пообщались между собой.

О БЮДЖЕТЕ ФХР

– Расскажите, как формируется бюджет ФХР.

Третьяк: – Бюджет формируется за счет средств спонсоров, а также выплат клубов за заявку игроков, не имеющих права выступать за сборную России. Кстати, в этом году мы отменили взносы команд за участие в чемпионате страны. Существенная часть бюджета – доходы от рекламы. Оказывает нам помощь и Росспорт. Правда, не "живыми" деньгами, а оплатой проезда и проживания игроков сборной на международных турнирах.

– По информации "Советского спорта", бюджет ФХР в этом году составляет минимум $10 млн. Куда тратятся деньги?

Арутюнян: – Начну с того, что 45 процентов сразу уходит на налоги, которые мы платим как общественная организация. Если игрока вызывают в сборную, то клуб на свои средства отправляет хоккеиста до места сборов. Обычно это база в Новогорске. Дальше все расходы несет ФХР (кроме того, что платит Росспорт) – премиальные игрокам, экипировка, зарплата тренерам, массажистам и т. д.

– Во сколько обходится содержание сборной?

Третьяк: – По-разному. Вот в этом году за один только отель "Роял-Зенит", где сборная жила во время чемпионата мира, мы заплатили 300 тысяч долларов! Именно мы, а не Росспорт, который оплачивает только Новогорск.

Очень много уходит на страховку энхаэловцев – в этом году сумма также составила $300 тыс. Плюс $2,5 млн. мы заплатили ИИХФ за право проведения чемпионата мира.

– Кстати, чемпионат мира стал прибыльным?

Третьяк: – Мы ждали большего, но...

– Хотя бы в ноль вышли? В будущем нам стоит проводить чемпионаты мира?

Третьяк: – В любом случае стоит! Это же праздник для болельщиков!

Арутюнян: – Финансирование турнира шло из разных источников, и мы не отвечали за распределение средств. Этим занималась дирекция по проведению спортивно-массовых мероприятий при правительстве Москвы. Она перед нами не отчитывалась. Поэтому вопрос о прибыльности или убыточности чемпионата мира лучше адресуйте им. Что касается ФХР, то мы потратили очень большие деньги на выполнение обязательств перед ИИХФ.

Третьяк: – Тратили и будем тратить. Проводим Кубок Третьяка, другие международные турниры, закупаем хоккейную форму для ДЮСШ, тренеров содержим. С другой стороны, когда я только пришел в ФХР, в бюджете вообще не было финансов! Я не знал, как платить зарплаты людям. Это что, дело президента федерации ходить с протянутой рукой и выпрашивать деньги?

– По моим данным, за бронзу на ЧМ-2005 каждому игроку заплатили по $5 тыс., за серебро ЧМ-2002 – по $15 тыс. Теперь премиальные выше?

Третьяк: – Гораздо выше. За бронзу на ЧМ-2007 каждый игрок получил куда больше прежней суммы.

С другой стороны, вот завтра появится ОРХЛ, и мы станем зависеть от нее. А сколько нам денег дадут в бюджет – неизвестно. Какими будут зарплаты? Какие расходы на хоккеистов? Вот сейчас мы должны оплачивать всех судей, которые проводят матчи чемпионата страны. Знаете, какая это расходная часть? А тут предлагают ввести четвертого арбитра на каждую встречу. Это же сразу минус миллион долларов в год!

У нас есть свободные деньги, но транжирить их мы не хотим. Лично я зарплату в ФХР не получаю. Сергей Леонидович – да. А я работаю в федерации на общественных началах. Зарплату мне выдают в Госдуме.

– Зайдешь в Интернет – только ленивый плохо о Третьяке не пишет.

Третьяк: – Значит, я работаю, а не сижу сложа руки. Не ругают того, кто ничего не делает. Просто одним не нравится моя работа, другие хотят мое место занять, третьи по пустякам цепляются... На всех не угодишь. На этом месте хорошим не будешь. К сожалению. А я бы хотел быть хорошим. Потому что работаю честно, для хоккея.

Как вратарь, я уже все выиграл. Мне по-человечески хочется, чтобы наш хоккей поднимался. А как всем угодишь? К примеру, есть "Салават Юлаев", а есть "Сибирь". Они между собой не всегда договорятся. Между 20 клубами суперлиги нет единства по многим вопросам. Моя же задача – всех объединить ради общих целей: рост уровня хоккея, строительство новых катков, сильная сборная.

Критика? Если люди хотят высказывать свое мнение – пожалуйста. Главное же – все видят, что наш хоккей улучшается. Появляется больше детских команд, строятся стадионы. ФХР разработала региональную программу по развитию хоккея, и ее уже собираются вводить в округах. Мы не сидим на месте! Мы движемся вперед. И работаем с утра до ночи.

О МОЛОДЕЖИ

– "Советский спорт" публиковал аж четыре разворота о молодежном хоккее в Канаде. Вы их изучили?

Третьяк: – Мы вообще внимательно следим за канадским хоккеем. Работа с молодежью – их сильная сторона. И сегодня я могу заявить, что мы приняли решение о создании российской молодежной лиги. Я созвонился с 16 губернаторами хоккейных городов: вы готовы поддержать нашу инициативу? Отказался только Калининград – там, по их словам, уровень игры слабоват. Остальные поддержали и сейчас ищут деньги. Стоит молодежная команда в год не так уж много – миллионов 20 рублей. Может, и дешевле. Зарплаты у юниоров маленькие, расходы только на переезд.

До 1 февраля мы должны получить все заявки. Хотим запустить молодежную лигу уже в сентябре 2008 года.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С НХЛ

– И еще об одной нашей публикации. В конце недели (номера от 7 и 8 декабря 2007 г.) на страницах "Советского спорта" выступил вице-президент НХЛ Билл Дэйли. Он заявил, что в переговорах по трансферному соглашению с Россией его сторона имеет дело с движущейся мишенью. Мол, русские сами не знают, что хотят, и постоянно меняют требования.

Третьяк: – Мы два года не видели предложений от НХЛ. Нам говорят: мы не понимаем, что вы хотите. Мы объясняем. Привезли Рене Фазеля (президент ИИХФ) на встречу с руководителями наших клубов. Ему сказали: у нас одно требование – чтобы НХЛ уважала наши контракты. Все!

– А что боссы НХЛ в ответ?

Третьяк: – Они смеются над нами. Говорят, что в России по трудовому кодексу можно за две недели разорвать любой контракт.

Дэйли говорит, что два года нас понять не может. Так мы не изменили свою позицию! Ни влево, ни вправо. Пусть он поймет, что ФХР поддерживает клубы. Я мог бы своей рукой подписать соглашение, и у нас был бы договор с НХЛ. У меня есть такое право. Но я не стану так делать. Мы же с клубами – одна семья.

Признаюсь, не так давно мы были очень близки к тому, чтобы подписать соглашение. Мы просили миллион долларов за Евгения Малкина, чтобы эти деньги ушли в магнитогорский "Металлург". Но американцы не дали даже эту сумму.

– Подождите, по действующему соглашению НХЛ платит компенсацию в $0,85 млн. за игрока, выбранного под вторым номером на драфте. То есть за Малкина и так бы дали почти миллион.

Арутюнян: – Нет такого! В соглашении, к которому отказалась присоединиться Россия, четко записано, что за одного игрока-европейца НХЛ готова платить только 200 тысяч долларов. За любого игрока!

Когда американцы поняли, что Россия не согласится на такие деньги, они начали конкретно за Малкина предлагать миллион долларов. Когда же мы попросили прописать это в документе, и нам его прислали, то мы увидели, что этот миллион НХЛ набрала... снизив выплаты по другим российским игрокам! Мы обратили на это внимание, и нам стали улыбаться в ответ. Говорить, что с русскими невозможно иметь дело.

Я сам вел активную электронную переписку. Когда же представители ИИХФ начали сомневаться, что ФХР выражает позицию клубов, мы предложили организовать встречу Фазеля с руководителями наших команд. Она состоялась в декабре прошлого года. И на этой встрече стало ясно, что к договору на сезон-2006/07 мы не присоединимся. Перед этим сезоном у нас снова спросили: вы присоединяетесь к соглашению? Мы ответили: дайте его почитать. До сих пор не дали...

Третьяк: – Повторю еще раз: ФХР за то, чтобы подписать соглашение. Но на нормальных условиях. Мы видим огромные перспективы в отношениях с НХЛ. И обращаемся к ним: приезжайте в Россию, давайте проводить матчи на клубном уровне... Уже программу расписали. Но когда американцы отказались дать миллион за Малкина, о чем тут можно говорить?

О ЧЕМПИОНАТЕ СТРАНЫ

– Как оцениваете этот сезон в суперлиге?

Арутюнян: – По-моему, прекрасный сезон. Посмотрите, как плотно стоят команды в таблице. Есть интрига.

Третьяк: – Некоторые говорят, что наш хоккей похож на потонувший "Титаник". (Имеется в виду цитата из интервью Игоря Ларионова, которое он на днях дал "Советскому спорту". – Прим. ред.). Мол, все у нас плохо. Но это взгляд из-за бугра. А вы приезжайте в Россию и сходите на хоккей. Москва – ладно, это избалованный город. Но билетик же лишний не достать в регионах! Потому что у нас непредсказуемый чемпионат! Новокузнецк может "Магнитку" обыграть, "Витязь" – "Динамо", "Амур" дважды "Салават" победил...

А когда я играл в 70–80-х, у нас что, не "Титаник" был, когда все наперед знали, что чемпионом станет ЦСКА, "Динамо" займет второе место, а третьим будет "Спартак"? Вам был бы интересен такой турнир, когда все звезды собраны в одном клубе? А сейчас попробуйте предсказать, кто станет чемпионом страны. Рискнете?

– Нет.

Третьяк: – Я тоже. Что вам больше нравится: когда "Витязь" забивает восемь голов "Динамо" или когда команды по нулям играют? Ответ очевиден. Нет, интрига в суперлиге не меньше, чем в НХЛ. А завтра что будет? Может, мы на маленькие площадки перейдем, тогда еще выше зрительский интерес поднимется.

– Так переходите. По-моему, давно пора.

Третьяк: – И мое мнение: нужно переходить. Мы можем спорить с НХЛ, но давайте перенимать у них хорошее. Эта же лига постоянно в поиске. Раньше щитки у вратарей были огромные. Если бы у меня такие были в Суперсерии-72, я бы, наверное, ни одной шайбы не пропустил. А теперь щитки урезали, и результативность подскочила.

Как бывший вратарь скажу: если площадка маленькая, ты все время в игре. Ежесекундно. То, что и нужно зрителям. Мы можем сами перейти на канадские "коробки". Но правильнее, чтобы вся Европа это правило ввела. Нам ведь с финнами, шведами, чехами в Евротуре играть и на чемпионатах мира. Разные стандарты создадут помеху.

О ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИЯХ

– То, что хоккей показывают по Первому каналу, – это плюс. Минус в том, что в записи. Вот Кубок, который в честь Первого канала назван: четверг, Россия – Финляндия, 23.30. Правда, наши матчи против шведов (суббота) и чехов (воскресенье) – трансляция в 14.00, прямой эфир. Но это скорее исключение из правил.

Арутюнян: – Если бы болельщик смотрел хоккей так же активно, как футбол, то руководство Первого канала ставило бы и его в прайм-тайм на 19.00. Но на сегодняшний день рейтинг хоккея меньше, чем футбола. Не говоря уже о телесериалах.

Третьяк: – Спасибо Первому каналу, что вообще показывает хоккей. Раньше и в записи не было! Конечно, очень нужны громкие победы. Чем больше их будет у нашей сборной, чем охотнее начнут показывать хоккей в прямом эфире.

Арутюнян: – Аудитория Первого канала, даже если хоккей идет ночью, все равно выше, чем днем у канала "Спорт". А вот вам пример из другого ряда. В этом году мы пошли на эксперимент. Хотели вывезти группу наших болельщиков на финский этап Евротура. Знаете, сколько нашлось желающих? Один человек. Хоккей пока не может похвастаться такой же торсидой, как у футбола, когда на матч с Израилем приехало больше тысячи человек из России.

– Хоккею сложно конкурировать с футболом, потому что событий меньше происходит. Можно ли сделать, чтобы сборная России играла чаще, чем пять раз в год?

Третьяк: – У нас клубы и так плачутся, что тяжелый календарь! Вы же не знаете: мне звонят постоянно – а можно наших игроков в сборную не привлекать, они устали? Четыре этапа Евротура – уже и это много!

Арутюнян: – В хоккее выше динамика, чем в футболе. Полно же событий! Но почему, когда у нас в одном туре проходит 10 матчей, им уделяют три газетные полосы, а футболу на восемь игр – все 20? Раскрутка хоккея и от вас, журналистов, зависит.

Третьяк: – Знаете, почему в советское время был так популярен хоккей? Генсек Брежнев был хоккейным болельщиком, и все игры чемпионата страны постоянно показывали по ТВ. Ну а сейчас только футбол по телевизору. Что с этим поделаешь? Он на самом деле спорт номер один в мире. Я сам радовался, когда наши Англию обыграли. Но почему телекомпаниям интересен лишь футбол, понять сложно.

О "ДЕЛЕ ВРАТАРЕЙ"

– "Дело вратарей" – то, за что ФХР критиковали чаще всего в последнее время. Как считаете, с налогом на иностранных вратарей вы не наломали дров? Взять того же Еремеева...

Третьяк: – Он хочет и за сборную Казахстана играть, и россиянином считаться. Так не бывает!

Президентам клубов нужны сиюминутные результаты. Им лучше готового вратаря взять из Канады, чем своего воспитать, – и все, они в шоколаде! Конечно, руководители команд будут недовольны ограничениями. Они думают о своем клубе, а я – о государстве. Мне нужно не только чемпионат провести, но и народ объединить, болельщиков. Как это сделать? Нужны большие победы в хоккее.

А у меня Еременко полгода сидит в запасе в "Ак Барсе". Мы его выставляем на чемпионат мира. Отлично играет парень. Но одна ошибка в полуфинале с финнами – и все. Не хватило опыта.

Клубы ругаются: Третьяк берет деньги. Господи, оставьте их себе! Я проживу! Не приглашайте только легионеров. Я не имею права отступать от своей политики. И поэтому у меня есть волнение по ОРХЛ, что там будет делаться ставка на иностранцев. А мне нужна крепкая сборная. Вот я провел свою школу голкиперов в Мытищах: 36 ребят собралось со всей страны – я посмотрел, отличные кадры у нас есть! Они мне спасибо говорят, что хоть вздохнуть им дали, на лавке перестали держать.

Или вы – тренер Быков. Кого возьмете во вратари? Ни Норонена, ни Еремеева у вас нет. Кого? Вот видите...

Арутюнян: – Изучите статистику. Треть иностранных вратарей – за каждого клубы заплатили по 9 миллионов рублей – не провели даже половину матчей в чемпионате. Зачем же впустую тратить деньги? Но сейчас я вижу, что в дозаявке у нас снова будут голкиперы-легионеры. Где логика?

Третьяк: – Президентов клубов можно понять. Им же голову свернут, если они результат не обеспечат. Вот они и готовы на что угодно тратить деньги из бюджета команды. Но воспитывай свои кадры! Ничего, пусть они не сразу классно играть начнут. Чем больше шайб пропускается, тем интереснее чемпионат. Но пройдет время, и у нас будет много отличных голкиперов. А разговоры о том: вот, мол, хорошие вратари у нас не родятся – это же просто смех.

ОБ АРУТЮНЯНЕ

– Сергей Леонидович, извините за нелицеприятный вопрос к вашему начальнику. Но болельщики обращаются к Третьяку: "Сколько нам можно и дальше терпеть Арутюняна? За что нам Бог его послал?".

Третьяк: – А чем он им мешает, я не пойму!

– Люди считают, что Сергей Леонидович принимает некомпетентные решения и слабо разбирается в хоккее.

Третьяк: – Я не понимаю, за что сейчас критиковать ФХР и Арутюняна. Чемпионат идет нормально, федерация работает нормально, тренеры получают нормальную зарплату. Люди стали лучше жить! Раньше ФХР просто не уважали! Сегодня можно ее ругать, но именно федерация диктует условия и сплачивает все клубы ради общей цели.

Сергей Леонидович – генеральный директор. Он здесь с утра до ночи. А раньше люди в федерации могли и в два-три дня на работу явиться. Компьютером пользоваться не умели. Да, мы теперь работаем по-новому, и кому-то это не нравится. Арутюнян – умный грамотный специалист. Кто с ним встречался – знает. В хоккее не разбирается? Не согласен. У меня тесть – хоккей раньше не знал, но за три года его полюбил, и мы потом вместе книгу написали. Я к тому, что умный человек во всем разберется. А хоккей не так сложен, как кажется. Лишь бы желание учиться было.

К тому же Сергей Леонидович не принимает решения сам. У нас есть исполком, совет ФХР. У нас есть такие люди в штабе, как, например, Борис Майоров. Мы каждый ход обдумываем, советуемся. Раньше регламент было стыдно показывать. Теперь, после работы Арутюняна, он полностью соответствует юридическим нормам нашего государства.

Поймите, мы работаем, стараемся. Да, пока не выиграли золото чемпионата мира. Но за один-два года это не сделаешь. Я же не волшебник. Может, мы допускаем ошибки. Но стараемся ведь не для себя, а для хоккея.

– Трудно понять, как вам удается совмещать работу в Госдуме с трудоемкими делами в ФХР. Как время находите?

Третьяк: – Мой статус, наоборот, помогает в работе. Например, с губернаторами я разговариваю на равных – в ранге министра, а не просто как трехкратный олимпийский чемпион. Мне легче решать вопросы на уровне Правительства, развивать и защищать хоккей.

Хотя свободного времени практически нет. Я в отпуске уже пять лет не был. Каждый день тружусь без продыху. Вот сегодня работа в 9 утра началась и закончится за полночь. Конечно, тяжело. Однако я – ответственный человек. Если что поручено, буду выполнять. Хорошо или плохо – пусть люди рассудят. Но делаю все, что могу.

Комментарии:

Serg@NT
 Ярославль 
 e-mail 
Ну, пипец, все прям белые и пушистые...
Единственная правильная мысль во всём интервью: "Но почему, когда у нас в одном туре проходит 10 матчей, им уделяют три газетные полосы, а футболу на восемь игр – все 20? Раскрутка хоккея и от вас, журналистов, зависит."
+1
Горец
  
Ну Арутьяки приписывают в заслуги себе то что было и до них. а вот что реально сделали? НИЧЕГО!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.