Вячеслав БУЛАНОВ: "Уже в Квебеке американские судьи "играли" за Россию"

Добавлена: 23.10.2009
Источник: Андрей КУЗНЕЦОВ (Спорт Экспресс)

Интервью "СЭ" дал один из лучших судей КХЛ, самый авторитетный "международный" арбитр России Вячеслав Буланов, который на Играх-2010 вместе с лайнсменом Юрием Оскирко будет представлять отечественный судейский корпус.

Ванкувер с точки зрения раскрутки олимпийского хоккейного турнира – идеальная столица Игр. Такая же идеальная, какой стал бы любой канадский или русский город. В олимпийском противостоянии финалистов двух последних чемпионатов мира завязана куча интриг, причем закулисных частей здесь едва ли не больше, чем собственно ледовых.

О том, насколько хоккейный мир взбудоражен "хозяйскими", "судейскими" и прочими факторами, говорит одна любопытная деталь. Три недели назад в Цюрихе завершились переговоры участников олимпийского турнира с НХЛ. Одним из ключевых решений той встречи стали "льготы по составу" – окончательную заявку на Игры любая сборная теперь будет подавать не 31 декабря, как раньше, а в день старта Олимпиады. Можно догадываться, сколько нервных клеток сэкономят эти реформы главным тренерам и менеджерам команд. Однако высшие руководители ФХР, вернувшись из Цюриха, называли своей главной победой не эти льготы, а позитивное решение судейского вопроса. Напомню, что европейским делегациям удалось продавить инициативу президента нашей федерации Владислава Третьяка о том, что матчи Олимпиады должны обслуживать не только энхаэловские арбитры, но и судьи из системы ИИХФ.

К КАНАДСКОМУ ПОДХОДУ К СУДЬЯМ ГОТОВ

– Я нахожусь в предварительном списке на поездку в Ванкувер, который должны утвердить 4 ноября, – рассказал Буланов в ответ на поздравления корреспондента "СЭ" с назначением на Олимпиаду. – Хотя официального списка еще не опубликовали в СМИ, я уже начал готовиться к турниру в Канаде. Оформление документов идет полным ходом.

– С какими ожиданиями едут на Олимпиаду арбитры?

– В Канаде от судей требуется особенная работа. В этой стране я не только обслуживал матчи чемпионата мира-2008, но и трудился на молодежном мировом первенстве в Оттаве. Так что опыт у меня накопился солидный. И он мне подсказывает, что в Канаде надо стремиться к безошибочной работе – на это настраиваются все олимпийские арбитры. Ведь хоккей там – религия, обслуживать матчи приходится только при аншлагах, и при этом нужно показывать исключительное мастерство. Канадские болельщики знают самые тонкие нюансы правил не хуже, чем очень искушенный судья. Поэтому и разбирают наши ошибки как под микроскопом, даже самые мелкие.

– С командой хозяев Игр вы успели неплохо познакомиться на прошлогоднем чемпионате мира.

– Да, весной 2008 года работать пришлось в основном в Галифаксе, где и выступали родоначальники хоккея. Канадцы всегда отличаются блестящей организацией турниров, и то мировое первенство не стало исключением. Особых проблем при обслуживании матчей хозяев не возникало. Да и спорных ситуаций было меньше, чем обычно, – все-таки канадская сборная по ходу групповых турниров выглядела на голову сильнее своих соперников.

– Опираясь на собственный опыт, можете назвать канадцев мастерами эмоционального давления на арбитров?

– Я могу вам открыть небольшой судейский секрет: к матчам команды-хозяйки мы готовимся тщательнее, чем обычно, и судить стараемся безошибочно. Тем более когда турнир проходит в "большой" хоккейной стране, особенно в Канаде. Так что требуется просто отработать на высочайшем уровне, и ни о какой помощи или давлении даже речь не пойдет.

– После Олимпиады-2006 в Турине вы рассказывали о других впечатлениях от работы с родоначальниками хоккея – как наслушались "всякого" от канадских звезд и их тренера Пэта Куинна по ходу матча, в котором "Кленовые листья" сенсационно проиграли швейцарцам.

– Тогда в олимпийской сборной Канады были собраны звезды НХЛ, а у них, видимо, так принято общаться с судьями. К тому же в работе на матчах этой команды есть один нюанс. Если с самого начала взять правильную линию в общении с хоккеистами и тренерами, держать себя уверенно и непоколебимо – пыла у них убавляется. Просто надо привыкнуть к их особенному общению с судьями. Сейчас я изучил канадские привычки и ощущаю себя в общении с ними гораздо комфортнее. А четыре года назад в Турине тяжеловато пришлось потому, что опыта правильного обхождения с североамериканцами не хватало. Тогда в нашей суперлиге было не так много легионеров из-за океана, и многие детали поведения родоначальников хоккея казались непривычными. Сейчас канадцы есть почти в каждой команде КХЛ, да и на чемпионатах мира я освоил принципы работы с ними. Так что к специфике общения с хозяевами Олимпиады полностью готов (улыбается).

МАККРИРИ БЫЛ ПРАВ

– В овертайме финала ЧМ-2008 ключевым судейским решением стало удаление Нэша за выброс шайбы из своей зоны. Запомнилось, что тогда американский лайнсмен убеждал шведскую пару главных арбитров не наказывать Канаду двухминутным штрафом.

– Возможно, у нас в России до конца неизвестна вся подноготная того решения. Общаясь с коллегами в судейском кругу, мы разбирали этот эпизод. На самом деле, именно американский лайнсмен Петер Феола указал главным арбитрам на то, что был выброс шайбы. Он находился ближе всех к месту нарушения и подчеркнул, что надо выписывать штраф. От мнения американского ассистента действительно многое зависело в том спорном эпизоде. Он не защищал канадцев, а добротно и старательно выполнял свои обязанности! И если смотреть на ситуацию шире, лайнсмен своими подсказками волей или неволей "сыграл" за Россию.

Мне кажется, что не стоит относиться к американским судьям с подозрением и недоверием. Я очень хорошо знаком с Феолой, знаю его как человека, которому дорога профессиональная репутация.

– То есть нашим болельщикам при гипотетическом назначении американских арбитров на финал Россия – Канада не стоит заранее бояться?

– Проще всего, наверное, найти виноватого в "полосатом" и оставлять за собой право считать, что всегда виноват тот, кто виноват априори. Согласитесь, данное положение лишено не только смысла, но и здоровой человеческой логики. До тех пор пока в общественном мнении будет присутствовать образ судьи как "палача со свистком", а не как полноправного участника хоккейного зрелища, будет оставаться недоверие и подозрение к любому арбитру. Как судья, работающий на международной арене с 1996 года, могу заверить вас: никто никого на таких крупных турнирах не "убивает". В моей практике никогда такого не было. Хоккей на то и игра, что случиться и происходить может многое, могут быть ЧП любого уровня. Но предвзятости быть не может.

– Российскому хоккею поверить в абсолютный нейтралитет олимпийских судей еще долго будет мешать одно воспоминание. В 2002-м в Солт-Лейк-Сити энхаэловский арбитр Маккрири не засчитал гол Самсонова, который мог бы помочь нашей сборной обыграть США и пробиться в финал тех Игр.

– Если честно, я плохо помню суть того эпизода и не могу судить. В памяти отложилось только то, что Самсонов забил свой спорный гол при счете 3:2 в пользу американцев.

– Хоккейную Россию особенно возмутило то, что, несмотря на спорную ситуацию и протесты наших хоккеистов, судья даже не поехал смотреть повтор и твердо настаивал: гола не было.

– Если разбирать этот момент методически, то Маккрири был прав. Если он уверен в том, что гола не было, никакие хоккеисты не могут заставить его поехать на просмотр. Так что он ничего не нарушил. Если он стоял рядом, все видел – значит, был уверен. У каждого судьи – и в моей карьере тоже – были похожие моменты, когда видеозапись не дает четкого ответа: был гол или нет. Но дело в том, что когда стоишь рядом с воротами, то видишь все в ином ракурсе – "здесь и сейчас". И тот момент, который по телевизору смотрится спорным, на площадке совершенно очевиден. Арбитру незачем ехать лишний раз перепроверять самого себя. Наша работа требует быстрых, точных и ответственных решений в каждую секунду игры. Если ты в себе не уверен, если постоянно надеешься на повторы, то твой профессионализм под вопросом.

Игра всегда будет оставаться игрой. Любые спорные эпизоды – вечный предмет для дискуссий. Хотелось бы, чтобы негативная аура, созданная вокруг судейского корпуса, развеялась, и арбитров изначально перестали держать за "мальчишей-плохишей".

– То есть если бы эпизод из полуфинала Игр в Солт-Лейк-Сити случился в матче нашей лиги, глава судейского комитета КХЛ Александр Поляков не стал бы наказывать арбитра за ошибку?

– Да, он бы признал правоту судьи. А мы, работники одного цеха, не стали бы комментировать действия коллег.

ТРАВМЫ НА ЧМ-2009 СЛУЧАЛИСЬ ИЗ-ЗА ЖЕСТКИХ БОРТОВ, А НЕ ИЗ-ЗА ЖЕСТКОЙ ИГРЫ

– Весной вы работали на чемпионате мира в Швейцарии, который побил все рекорды последних лет по количеству тяжелых травм хоккеистов. Ваш комментарий?

– Мне кажется, одной из причин травм были борта. На ЧМ-2008 в Квебеке и Галифаксе они были "играющие", которые от столкновения выгибались. В Швейцарии площадки были оборудованы по европейским канонам – с жестко закрепленными бортиками. Было хорошо видно, что воздействие на игрока при силовых приемах очень чувствительное и болезненное. Может быть, в этом и есть корень травм? Тем более что в Швейцарию приехало много энхаэловцев, которые привыкли к жесткой силовой игре. Я видел, как представители НХЛ старались играть в свой хоккей. К сожалению, последствия этого были более болезненными, чем в Канаде.

– Как арбитры КХЛ восприняли вердикт руководства лиги отменить введенный летом пункт правил, который решение о легитимности всех забитых на пятачке голов отдавал на откуп видео-судьям?

– Я был двумя руками за отмену спорных правил. Во-первых, таких положений нет и не было ни в одной стране. Во-вторых, традиционные правила дисциплинирует арбитров – они стараются быть ближе к воротам и внимательнее смотреть за игроками.

– Как судьи из системы ИИХФ восприняли победу европейских олимпийцев на переговорах в Цюрихе, когда по инициативе Третьяка у арбитров НХЛ отняли монополию на работу на Играх?

– Я общался с коллегами из Европы, и все очень рады, что примерно половина мест в Ванкувере достанется нам.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.