Космический хоккей за "космический" трофей

Добавлена: 17.04.2013 13:43
Источник: Игорь Рабинер, "Чемпионат.com"

Отправляясь на пятый матч финальной серии, наш обозреватель не планировал о нём писать. Но хоккейный оргазм в Лужниках побудил это сделать.

…А шампанское, говорят, специально обученными людьми из "Динамо" было уже закуплено. И ждало, охлаждаясь, своего часа где-то в недрах Малой арены "Лужников". Ну а как иначе, если нынче после 11 алкоголь не продают? А если овертайм, да ещё и двойной, – и потом победа? Что, водичку минеральную этим бородатым парням в раздевалке употреблять, ею главного тренера окроплять?

И кубок Гагарина, в отличие от двух первых матчей, уже не выставленный на всеобщее обозрение у входа на арену, томился на верхотуре дворца, и шли активные обсуждения, как его лучше всего доставить на лёд. А там – не уронить…

И Валерия Ничушкина уже готовились с облегчением отсылать в Сочи. Ведь победа "Динамо" в пятом матче возникшую между ФХР и КХЛ коллизию решала автоматически. И не нужно было бы Игорю Кравчуку ломать голову над ответом на эпический вопрос: "Путин спросит: "Где Ничушкин?" — и что я ему скажу?"

Но как Юрий Гагарин не двумя пальцами щёлкал, чтобы совершить первый в мире космический полёт, так и в финале Кубка Гагарина не бывает ничего простого, банального и предсказуемого. Зато совершенно ошеломляющий, красивейший по сюжету, чумовой по темпу, вкуснейший по зрелищности хоккей – бывает. Когда команды выбрасывают прочь всю свою понятную осторожность, вытирают ноги о прагматично-трусливое вытерпливание результата, идут в лобовую и вгоняют весь зал (да, думаю, и телезрителей тоже) в настоящий хоккейный оргазм. Когда ты после матча перебрасываешься мнениями с самыми придирчивыми знатоками и брюзгами, и у каждого из них – глаза по пять рублей, открытый от изумления рот и эпитеты один восторженнее другого.

Право, КХЛ стоило придумывать этот "космический" трофей, чтобы в апогее борьбы за него случился космический хоккей. Дело вполне могло дойти и до космического "камбэка" – от 0:3 на 9-й минуте до 4:3, но это стало бы не вполне справедливо с другого угла зрения. Ну не наиграл "Трактор" на 1-4 в серии. Второй матч имел значительные игровые основания выиграть, а в третьем смотрелся просто роскошно. Так, как, пожалуй, "Динамо" не выглядело ни в одной из выигранных им встреч. Что, впрочем, логично, ибо в хорошем смысле рабоче-крестьянская команда Олега Знарка по карме своей должна выигрывать именно на сверхусилии и сжатых зубах, а не с блеском. Нет, эта серия должна была продлиться ещё, а шампанское на Малой арене – потерпеть. Интересно, кстати, поехало ли оно за бело-голубыми в Челябинск?

У меня вот почему-то часа за два до матча возникло стойкое ощущение, что "Трактор" выиграет. Многие из вас сейчас усмехнутся – мол, легко утверждать что-то задним числом, когда никто уже не проверит. И сам я вспомню по такому случаю очень повеселившую многих историю о главе Всероссийского объединения болельщиков (футбольных) Александре Шпрыгине. Когда в прошлом сентябре шли выборы президента РФС, он, член исполкома, вышел после первого раунда и был атакован корреспондентом "Советского спорта". "Я проголосовал, но за кого – пока секрет", — сказал он. Зато когда завершился второй этап и руководителем футбола страны стал Николай Толстых, Шпрыгин, насколько помню, сам подошёл к тому же журналисту и сказал: "Теперь могу раскрыть вам секрет: я голосовал за Николая Александровича!"

Но, поверьте, моя история – из другой оперы. Ощущение – штука, конечно, не поддающаяся логическим объяснениям, но причины у него я теперь вижу две. Во-первых, слишком уж многое говорило за то, что серия в этот день закончится, и общее настроение было таково: "Динамо" приехало по-хозяйски забирать кубок Гагарина. Так же, рассказывают, год назад на пятый, домашний матч в Омск отправился штамповать свой триумф при счёте 3-1 "Авангард". А что было дальше?..

Во-вторых, не должен был снаряд второй раз попасть в одну воронку, то есть "Динамо" — позволить "Трактору", как и ранее СКА, поднять голову только в одном матче серии. У Знарка, конечно, по-настоящему кубковая команда, и там 13 человек, игравших у него ещё в ХК МВД, сплочённых и знающих систему игры до зубовного скрежета. Но чтобы Валерий Белоусов с его опытом ничего не придумал, а по-игроцки более талантливый, чем "Динамо", и более единый, чем СКА, "Трактор" заглох и отдал серию за мешок картошки – да не может такого быть!

Заглохнуть-то он и в самом деле в какой-то момент заглохнет. В какой-то мере уже во втором периоде. Не хватит и задела из трёх голов, как раз и возникшего во многом из-за того, что "Динамо" вышло на первый период не грызть лёд, а оформлять титул. Но потом очнётся, щёлкнет зубами, понесётся во всю прыть – и Челябинску придётся вырывать эту игру с мясом, через не могу. Явно уступая в концовке "Динамо" в свежести.

Но не раскиснут гости, когда бело-голубые отыграются с 0:3, не бросят играть – хотя это поголовно будет прогнозировать весь дворец. И из-за той же физподготовки, и из-за беспримерного знарковского духа у "Динамо". Которое, заметьте, после прошлогодних успехов стало у бело-голубых, поначалу новую команду не признававших, в доску своим. И аббревиатура ОХК куда-то вдруг отовсюду исчезла…

Бог ты мой, что творилось бы, попади динамовцы за две минуты до конца не в перекладину, а чуть ниже! Рассыпалась бы от децибел древняя Малая арена, которая и так ревела, осатаневшая от такого хоккея. Звук от этой перекладины ещё долго стоял в ушах динамовских болельщиков. А жест судьи, решительно разведшего руками – никакого гола! – в их глазах. Нет, не тогда, а гораздо раньше зычный голос одного из динамовских болельщиков вопрошал как-то прямо по-терековски: "Судить будешь, полосатый козёл Буланов?!" Впрочем, нет, в соответствии с футбольным трендом надо было сказать: "Полосатая козёл"…

* * *

Незадолго до этой перекладины Костицын забивает свой третий всего и второй архиважный (первый, как вы помните, – в самой концовке седьмого матча полуфинала с "Ак Барсом") гол в плей-офф. Фанаты "Трактора", оставшиеся на трибуне, поют "Катюшу", а следом затягивают: "Спасибо, спасибо, любимая команда!" Маститый комментатор "НТВ-Плюс" Дмитрий Фёдоров, который, кажется, из солидарности с игроками тоже решил не сбривать бороду до конца плей-офф, поправляет галстук – и на фоне опустевшего льда формулирует в прямом эфире, как всегда, умное и сочное резюме. О том, что чутьё Знарка заставило его оставить при 1:3 звено, только что забившее первую ответную шайбу, – и оно мгновенно исполнило и вторую. О том, что раньше "Трактор" жаловался, что играет лучше и проигрывает, а теперь получилось ровно наоборот. О том, что у челябинцев есть повод для оптимизма: в истории КХЛ одна финальная серия закончилась в пяти матчах, а остальные три – в семи. В шести же – ни единой…

И только Фёдоров, завершив свой спич, снимает наушники, как откуда-то из подтрибунных помещений влетает его взмыленный "одноклубник" Денис Казанский и едва ли не кричит: "Пусть снова вызывают! Только что Третьяк объявил "Трактору" в раздевалке, что Ничушкин остаётся до конца серии!"

И все мы, кто это слышал, в ту же секунду понимаем, что вот он – уже сам по себе хеппи-энд ещё не закончившегося финала. Разум возобладал. Ведь, если бы согласно формальным правилам юный челябинский Каменский (ну вот точно так же неудержимо режет угол от борта, как тёзка в молодые годы) поехал на групповой этап даже не молодёжного, а юниорского чемпионата мира, это стало бы страшным имиджевым ударом для КХЛ. Опустило бы лучшую лигу и главный трофей хоккейной Европы ниже плинтуса. И морально не то чтобы убило, но здорово прибило бы всю эту серию, поскольку поставило бы команды в неравные условия. Пусть даже Ничушкин не забил пока в финале ни разу, сил на его нейтрализацию у динамовцев уходит – ого-го сколько.

Когда "Трактор" в Лужниках вёл в счёте 1:0 и Ничушкин не смог реализовать выход один на один с Ерёменко, вся ложа прессы едва ли не синхронно всплеснула руками. И не потому, что болела за "Трактор", а из-за того, что гол вундеркинда в ТАКИХ обстоятельствах – это была бы готовая "шапка". Никто ж ещё не знал, что матч получится феерическим и даже без Ничушкина даст с десяток поводов для заголовков. Начиная с того, что все семь шайб были заброшены в одни и те же ворота…

После первого периода у меня состоялся довольно минорный диалог на ничушкинскую тему с заметным автором популярного издания – обойдёмся без фамилии, коль скоро разговор был частным. "Почему "Трактору" не взбрыкнуть? – вопрошал я. – Кто знает, скоро ли он ещё в финале будет играть?" И слышал ответ, расставлявший, казалось, все точки над i: "Так команда-то – бюджетная. Была бы частная – не отдала бы, и правильно сделала. А так не увидит Владимир Владимирович на матче с Америкой Ничушкина, позвонят серьёзные люди кому надо, и не увидит "Трактор" прежнего финансирования. В какой стране живём!"

А когда поступит новость, другой известный журналист с радостью констатирует: "Кажется, первый раз в новейшей истории нашего спорта частные интересы взяли верх над государственными!" И не видел я, признаюсь, в "Лужниках", а потом не слышал ни одного человека, которого эта весть расстроила.

Пятью днями ранее, в прошлый четверг, Владислав Третьяк по собственной инициативе организовал неформальную встречу с редакторами СМИ, в которых освещается хоккей. И не столько сам говорил, сколько, по свидетельству очевидцев, расспрашивал о проблемах, взглядах, позициях. И в ответ услышал солидарное мнение коллег на тему Ничушкина.

И, будучи человеком трезвым и не упёртым, прислушался. К удивлению и даже изумлению многих. Не знаю, с кем согласовывал (и согласовывал ли с кем-то) президент ФХР нежданное решение, но оно было единственно правильным. Статусы того, чего лишился бы Ничушкин и что бы он получил, объективно несопоставимы – несмотря даже на приезд президента страны. Случившееся же, без сомнений, оздоровит отношения между федерацией и лигой. Мудрость и разумный компромисс всегда способствуют, как выражались во времена Большой Красной Машины, "разрядке международной напряжённости".

Опять же, не знаю, насколько на позицию Владислава Александровича повлияла солидарная позиция масс-медиа, не хочу додумывать за него. Но то, что Третьяк, во-первых, захотел её узнать не из газет и сайтов, а лично, а во-вторых, принял такое решение, говорит сильно в пользу

как президента ФХР в целом, так и ситуации в российском хоккее (кстати, футбольный коллега Третьяка Николай Толстых также периодически собирает прессу с той же целью). За пределами спорта мнение журналистов давно уже больших дядей не волнует…

* * *

Знарок, выйдя после пресс-конференции, на пути в раздевалку рубанул виртуальной клюшкой (и чуть не попал рукой в меня, стоявшего в паре метров) и адресовал своему собеседнику, приправив веским матерным словом, фразу: "Это что, не нарушение?!" Нервы натянуты как струны – до сих пор Олег Валерьевич на судейскую тему в финале молчал как партизан…

А на несколько рядов выше ложи прессы сидела жена главного тренера "Динамо". Видели бы вы, как она живёт игрой! Как всякий раз, когда шайба оказывается у игроков "Трактора", кричит что есть сил: "Забира-ай!" И такое ощущение, что эта энергетика передаётся вниз – и они забирают.

Но в четвёртом матче – забирали, как выяснилось, недостаточно. И напрочь забыли в начале игры о том, что в этой серии строго: кто первым забьёт, тот и выигрывает. Пока эта формула не дала ни одного сбоя. Хотя, казалось, всё идёт именно к исключению из правила.

Правильная рок-музыка, гремевшая в паузах на Малой арене, полностью гармонировала с драйвовым духом этого хоккея. На рок, причём очень недурно, переложили даже песню Окуджавы из фильма "Белорусский вокзал". Когда по дворцу неслось: "А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!" — это было таким точнейшим саундтреком пятого матча, что пробирало до мурашек.

И сравнивал счёт Соин, которому можно поменять одну букву в фамилии, и получится то, что и должно получиться: Воин. И врубался потом на полном ходу за чужими воротами — по всем правилам! – в могучего Рябыкина. И вновь резал угол Ничушкин, но до развязки, от которой все вообще бы посходили с ума, чуть-чуть да не хватало. И дух захватывало настолько, что начисто забывалось, как в первой игре ты тосковал по Овечкину с Бэкстрёмом и Комаровым – как и вообще по всем локаут-джокерам в этом плей-офф. И пока раздухарившийся Ови рвёт в клочья энхаэловских вратарей, обгоняет в снайперской гонке Стэмкоса и одним махом вытаскивает "Вашингтон" с 11-го на 3-е место в конференции, "Динамо" с "Трактором" вдруг вышли на уровень лучших образцов Кубка Стэнли. И когда уже зрело ощущение грядущего овертайма, Костицыну дали беспрепятственно въехать в зону и не сблокировали бросок со средней дистанции. И распишитесь в получении…

Не знаю, как будет дальше, но 15 апреля от такого хоккея шандарахнуло решительно всех, кому этот вид спорта в России небезразличен. Глотнув в понедельник этого допинга и не имея возможности поехать на шестой матч в Челябинск, я выходил с Малой арены и обалдело качал головой, фиксируя эти ощущения в памяти навсегда. И понимал, что хотя изначально ничего об этой игре писать не планировал, теперь просто не смогу этого не сделать.

А ещё — страшно хотел попасть на это безумие ещё раз. С любым исходом – но ещё раз. И поэтому сегодня я буду болеть у телеэкрана – нет, не за "Трактор", а за седьмой матч. Простите, динамовцы, но у этого хоккейного Эвереста должен быть пик. Всем пикам пик. Откуда совсем чуть-чуть допрыгнуть туда, куда полетел Гагарин…

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.