Наставники. Часть 10. Константин Локтев

Добавлена: 25.06.2011
Источник: Александр Рожков, "Чемпионат.com"

Константин Локтев добился весомых успехов на тренерском мостике. Но полностью раскрыть свой потенциал ему помешал один случай в 1977 году.

В юном возрасте у Локтева, по большому счёту, было только одно увлечение – спорт. Не хоккей или футбол в отдельности, а в целом все игры. Он не только гонял мяч по льду или футбольному полю, но и увлекался боксом, настольным теннисом, даже в городки играл.

Но первым видом спорта, к которому он отнёсся с полной серьёзностью, стал хоккей с мячом. Именно в этой игре тогда еще ученик шестого класса Костя Локтев видел себя в будущем. Из него наверняка бы получился классный игрок и в хоккее с мячом, но тут вмешалась "шайба". Попробовав её "на вкус", Локтев больше не мог без неё жить.

Всё свое детство Локтев провёл в Сокольниках, поэтому когда он решил попробовать себя в хоккее с шайбой, у него была лишь одна дорога – в "Спартак". Там его встретили неоднозначно. "Вроде бы и способный, но уж слишком маленький. Зашибут в первой же игре" — такое было первое впечатление от Локтева у тогдашнего тренера "Спартака" Владимира Степанова. Но, выгонять его он не стал. И как показало время, не зря.

Локтев дебютировал за основной состав "Спартака" в Петрозаводске, когда он еще был учеником девятого класса. Первая игра прошла на ура, и по её окончанию Локтеву был вручён приз как лучшему игроку матча. В качестве награды он получил шерстяной тренировочный костюм.

Естественно, такой талант не мог пройти мимо Анатолия Тарасова. Правда, прежде чем попасть в ЦСКА, Локтев честно отслужил два года в армии, а потом еще год отыграл в Ленинграде, в команде Дома офицеров. И только в 1954 году он попал к Тарасову, правда, во второй состав. Анатолий Владимирович больше любил рослых и могучих игроков, поэтому поначалу он пренебрежительно отнёсся к маленькому Локтеву.

Позже Константин Борисович вспоминал, что тогда Евгений Бабич советовал ему перейти в хоккей с мячом, где габариты не играли такой большой роли. Быть может, он бы и послушался совета одноклубника, но тут вмешался Всеволод Бобров. Легендарный нападающий настоятельно рекомендовал Локтеву не спешить с решением, а продолжать работать и тот его послушал.

В итоге спустя несколько лет именно Локтев блистал на правом краю первой тройки ЦСКА и сборной СССР, сменив на этом месте как раз Евгения Бабича. В 1955 году Локтев выиграл свою первую золотую медаль чемпионата СССР. Говорят, что эта награда была для него одной из самых памятных в его карьере игрока.

Всего же Локтев в качестве игрока провёл в армейском клубе 12 лет, став десятикратным чемпионом СССР и четырежды выиграв кубок. В ЦСКА он успел поиграть в одной тройке не только с Бобровым, но и с Альметовым и Александровым. И что интересно, к созданию этой тройки приложил руку сам Локтев. Однажды он увидел, как Альметов играет в молодёжной команде и предложил поставить его в звено, в котором он играл сам. Тарасов согласился на эксперимент и в итоге из звена был выведен Александр Черепанов. В центр определили Альметова, а игравшего ранее на этом месте Вениамина Александрова перевели на левый край. Так, в 1959 году родилась тройка, равной которой в нашем хоккее не было семь лет подряд.

Дружба между Локтевым, Альметовым и Александровым перенеслась со льда в жизнь. Так, Локтев и Александров дружили семьями, но душевное спокойствие Константин Борисович находил в компании Альметова.

Вместе эта тройка выигрывала для СССР медали чемпионатов мира и Олимпийских Игр. Но прежде чем стать обладателем золотой медали мирового форума, Локтев пережил один неприятный момент. В 1963 году он должен был поехать вместе со сборной на чемпионат мира в Стокгольм, но в последний момент 30-летний Локтев получил травму и пропустил турнир, на котором сборная СССР заняла первое место спустя семь лет. Трудно представить, что переживал в тот момент он, но еще больше за него было обидно команде. У молодых игроков по возвращению из Стокгольма в чемоданах лежали медали чемпионов мира и Европы, а у Локтева, который заслужил эти награды больше, чем кто-либо, ничего не было.

Многие игроки тогдашней сборной СССР рассказывали, что на следующий чемпионат мира, который был одновременно и олимпийским турниром, они выходили биться не только за своё имя, за команду, но и за Локтева, который мог так и не выиграть золотую медаль в составе сборной.

В итоге тот турнир сборная СССР провела просто блестяще и заслуженно стала чемпионом, а Локтев наконец-то получил столь важную для него награду и звание заслуженного мастера спорта.

В следующем году Локтев вместе со сборной вновь стал чемпионом мира, а сразу после триумфа в Любляне в 1966 году он повесил коньки на гвоздь, уйдя победителем и заодно получив звание лучшего нападающего турнира.

Почти сразу после завершения карьеры ему поступило предложение возглавить один из югославских клубов. Он принял этот вызов и даже вылетел в Белград, но контракт не был подписан. Слишком большой процент отчисления от зарплаты в казну Спорткомитета СССР сделал его невыгодным как для югославов, так и для самого Локтева, у которого уже росли две дочери — девятилетняя Ирина и трехлетняя Наташа.

Локтев сразу же попытался вернуться в ЦСКА в качестве игрока. Но ничего из этой затеи не получилось. О себе дали знать травмы и год простоя.

Но из хоккея он не ушел. Тарасов взял его в себе в помощники и за семь лет тот вырос до старшего тренера ЦСКА и наставника сборной. В первый же год его руководства армейский клуб стал чемпионом СССР сезона-1974/75. Следующий закончил на втором месте, а в 77-м вновь вернул себе лидерство, выиграв в 20-й раз чемпионат страны. Казалось, ничто не предвещало беды для успешного тренера, но она все-таки пришла.

Можно только догадываться, кто принял решение об отставке Константина Борисовича с поста старшего тренера ЦСКА, однако, согласитесь, нечасто случается такое, когда тренера увольняют после выигранного чемпионата. Причём, объявили об этом Локтеву за несколько часов до банкета в честь чемпионства. Естественно, он был ошарашен этим. Едва сев за стол, он попросил слова и сам объявил о своей отставке. Команда была в шоке, многие хоккеисты хотели вступиться за своего наставника, но Константин Борисович попросил их этого не делать и затем уехал с банкета. По прошествии времени его жена Валентина Локтева сказала, что её муж никогда не был слабым человеком, но эти несколько слов стоили ему больших усилий.

После этого Константин Борисович работал тренером в Польше, Болгарии и Новосибирске, но тут случай в 1977 году слишком серьёзно повлиял на него. Говорят, что, даже уйдя уже из большого хоккея и работая инженером по гражданской обороне, ревизором на стройке или же вице-президентом акционерного общества, он не мог забыть о той истории. С этой обидой он и прожил все оставшиеся после той отставки 19 лет, которая наверняка отразилась на его здоровье.

Окончательно же подкосила Локтева смерть старшей дочери Ирины в 1995 году. Спустя почти год не стало и Константина Борисовича. А за четыре года до своей смерти он проводил в последний путь своего товарища – Александра Альметова. Самое интересное, что только исключительно благодаря хлопотам Локтева Моссовет выделил прославленному и всеми забытому хоккеисту участок на Ваганьковском кладбище, на котором он некоторое время работал могильщиком и где очень хотел бы быть похороненным. Вот таким вот был спортсменом и человеком Константин Борисович – одним словом, легенда.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.