Кузнецы славы. Часть 78. Анатолий Семёнов

Добавлена: 31.08.2010
Источник: Фарид Бектемиров, "Чемпионат.ру"

Хоккеисты часто не попадают в "тройной клуб" из-за отсутствия олимпийской медали или победы в НХЛ. Наш герой имел и то, и другое, и лишь чемпионат мира ему не покорился.

Если сосчитать титулы Анатолия Анатольевича, число получится не слишком большим для среднестатистического советского "сборника". Олимпийский титул 88-го, золото первенства СССР в 90-м да ещё Кубок Стэнли с "Эдмонтоном", за который Семёнов к тому моменту провёл всего две игры. Зато наш герой владеет рекордом, который доселе не покорялся никому из россиян: он умудрился сменить сразу шесть заокеанских клубов и везде быть одним из ключевых игроков. "Эдмонтон", "Тампа", "Ванкувер", "Анахайм", "Филадельфия" и "Баффало" ещё не скоро забудут скоростного российского форварда, в союзные времена вместе с партнёрами отчаянно защищавшего цвета московского "Динамо".

Заниматься хоккеем Анатолий Семёнов начал во дворах, как и миллионы других советских мальчишек. В 13-летнем возрасте записался в хоккейную школу ЦСКА, однако уже через несколько недель по неизвестным причинам перешёл в "Динамо". По его собственным словам, именно в стане бело-голубых он получил всё, что ему нужно было от хоккея. Интересно, что страна могла вместо замечательного хоккеиста получить выдающегося лыжника, однако этому виду спорта он предпочёл игру с клюшкой и шайбой.

В чемпионате страны талантливый динамовский форвард дебютировал в 1979 году, а полноценно играть начал уже в 80-е, когда великий ЦСКА безраздельно властвовал на просторах Союза. "В 1980-е годы армейцы были, безусловно, сильнее нас, – признавался игрок. – Не буду лгать, но тогда остановить их было невозможно. В этой команде играли самые яркие звёзды мирового хоккея. Неудивительно, что как только первая пятёрка ЦСКА в лице Фетисова, Касатонова, Макарова, Ларионова и Крутова уехала за границу, "Динамо" сразу же завоевало золотые медали в сезоне-1989/90". В дальнейшем бело-голубые ещё дважды подтверждали звание сильнейших, Семёнова в их составе уже не было. В советский период его активно сватали в стан команды Виктора Тихонова, однако Анатолий был предан своему первому клубу. "Динамо" — мой родной дом, – с улыбкой говорил он. – Нельзя сказать, что я не принял предложения ЦСКА. Я его просто даже не рассматривал..."

К тому же отказ перейти в ЦСКА никак не сказался на его вызовах в сборную Советского Союза. Несмотря на "базовость" армейского клуба, в национальную команду приглашались игроки и других коллективов. Правда, завоевать вагон и маленькую тележку медалей Семёнову всё равно не удалось – помешали травмы. Впервые принять участие в олимпийском турнире хоккеист должен был ещё в Сараево, но вывихнул плечо и игры смотрел уже по телевизору. В следующем году советская дружина взяла бронзу мирового первенства, а Семёнов залечивал сломанную ключицу. Впрочем, фатально не везло не только ему, но и его партнёру по тройке Сергею Яшину, который из-за травм не поехал на чемпионат мира и Кубок Канады в 1987 году.

Долго время звено Светлов – Семёнов – Яшин считалось первым номером в "Динамо", а в сборной уступало лишь армейской тройке Ларионова. И кто знает, возможно, однажды сместило бы его, не преследуй "милиционеров" постоянные травмы. В полном составе динамовская связка провела всего пару международных турниров, но зато как провела! Олимпийские игры в Калгари стали очередным триумфом советского хоккея. Решающий поединок со шведами наши парни выиграли с сокрушительным счётом 7:1, а тройка Семёнова забила три шайбы, сыграв свой лучший матч за сборную. Распалась она весьма неожиданно – прямо по ходу чемпионского сезона 1990 года. Светлов тогда подался в НХЛ, а Семёнов с Яшиным остались доигрывать за троих.

А в конце сезона в сильнейшую лигу мира отправился и наш герой, став обладателем уникального достижения. В один год он выиграл и чемпионат СССР, и перстень обладателя Кубка Стэнли. В плей-офф за "Эдмонтон" он провёл всего две игры – в полуфинальной серии против "Чикаго". Включить в состав нового игрока уже по ходу розыгрыша трофея помогло то, что "нефтяники" его уже задрафтовали. "Руководство "Динамо", узнав, что мной интересуется "Эдмонтон", предложило следующий вариант. Первые два года я буду платить 50 % от своего контракта клубу. То есть клубы договорились напрямую, без посредников. Деньги в "Динамо" пересылались не через меня, а прямо в клуб напрямую от "Эдмонтона", – рассказывал форвард. Его имя на Кубке Стэнли, правда, так и не выгравировали – для этого хоккеист должен был провести не менее половины матчей регулярного чемпионата. Но перстень свой Анатолий всё же получил. "Когда ребятам сказал, что я здесь ни при чём, они ответили: "Ты в коллективе", – с благодарностью вспоминает он.

В НХЛ его поразило многое: "Произвёл впечатление и тренировочный процесс, и сами игры. Уменьшенные размеры площадок, на которых надо думать в два-три раза быстрее, чтобы принять правильное решение. То есть хоккей быстрый, мгновенный, силовой. И при этом вполне техничный. Этому я удивлялся каждый день".

Анатолий успел поиграть ещё в пяти клубах Национальной лиги, но в сборную России уже никогда не привлекался. Его звали в команду до 1992 года, но сначала мешали попытки закрепиться в НХЛ, затем – травмы. А после тренеры национальной дружины и вовсе перестали его приглашать.

Игровую карьеру мастера прервала травма, полученная в 1997 году после удара в спину от Томаса Сандстрёма. Операция не помогла – после реабилитационного периода рука почти не действовала. Однако хоккей чемпион не оставил. Завершив карьеру, он из игрока превратился в директора и тренера.

По словам нашего героя, лучше всего ему игралось как раз в первой энхаэловской команде – "Эдмонтоне". "Знаете, это как ностальгия по первой любви. Впечатления, чувства – всё новое. И именно там у меня осталось много друзей", – говорит олимпийский чемпион. О любви, как выяснилось, он тоже знает достаточно. История его знакомства с женой получилась весьма романтичной. Анатолий заметил красивую девушку на трамвайной остановке в Москве. Ничего не боявшийся хоккеист подошёл к ней, познакомился, после чего попросил разрешения проводить её до дома. За своей избранницей он ухаживал целый год, после чего предложил ей руку и сердце.

После 20 лет, проведённых за океаном, решение о возвращении принималось тяжело. И переехать наш герой решил не в родную Москву, а на малую родину любимой жены – в Санкт-Петербург. В Америке пришлось оставить многое: дом, друзей, даже собственную хоккейную школу. Но Семёнов считает, что в жизни есть более важные вещи – например, семья. Сейчас он работает директором спортивного клуба "Серебряные Львы", который в этом году вступил в МХЛ. "Наша задача заключается в том, чтобы вырастить и воспитать хороших молодых хоккеистов, которые смогли бы достойно защищать честь страны. Ну и подготовить молодёжь для команд мастеров", – утверждает он.

На вопросы о самых ярких играх и голах Анатолий Анатольевич дипломатично отвечает, что каждый матч становился праздником и каждый из них незабываем. А жалеет только о столь раннем завершении карьеры – больше жалеть не о чем.

Анатолий Семёнов – олимпийский чемпион, чемпион СССР, обладатель Кубка Стэнли. Провёл в регулярном чемпионате 362 матча, забросив в них 68 шайб и сделав 126 результативных передач. В Кубке Стэнли его показатели – 49 игр, 9 голов, 13 передач. В чемпионатах СССР сыграл 375 встреч и забросил 154 шайбы.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.