Кузнецы славы. Часть 76. Валерий Каменский

Добавлена: 30.08.2010
Источник: Фарид Бектемиров, "Чемпионат.ру"

Он собирал клюшки великих игроков, хотя стоял на одной ступени с ними. Наш рассказ - о первом российском участнике "Тройного золотого клуба".

Прежде чем прочесть рассказ о жизни и карьере этого без преувеличения великого хоккеиста, вы должны увидеть это. За всю огромную историю НХЛ едва ли наберётся два-три десятка шайб, хотя бы отчасти сравнимых с этим великолепием. А дело было так. В регулярном чемпионате НХЛ сезона-1997/98 колорадские "лавины" играли с "пантерами" Флориды. Защитник "Колорадо" Алексей Гусаров занёс шайбу в зону "Пантерз" и, стянув к себе двух защитников, отправил выбегавшего по флангу Каменского на рандеву с вратарём. Шайбу Валерий получил почти у самого пятачка, но бросать с ходу не стал, а удивил голкипера Ванбисбрука разворотом на 180 градусов и фантастическим выстрелом между щитков. Этот гол был признан самым красивым в сезоне, и, надо сказать, по праву. К тому моменту у Каменского были уже все титулы, которые хоть сколько-нибудь ценятся в мировом хоккее – и золото Олимпиады, и награды чемпионатов мира и перстень обладателя Кубка Стэнли.

А начиналось всё в Воскресенске, где маленький Валера делал свои первые шаги по ледовой площадке с клюшкой наперевес. Местный "Химик", настоящая кузница кадров для всего советского хоккея, с радостью взял талантливого парнишку в свои ряды. И не пожалел – своё воспитание и обучение он отработал на славу, не только в стане "химиков", но и в сборной.

Дебют 16-летнего Каменского в союзном первенстве состоялся 15 марта 1983 года в гостевом матче с московским "Динамо", в котором тогда блистали великие Александр Мальцев и Валерий Васильев. Молодого игрока, по его собственному признанию, весь матч бросало то в жар, то в холод. Удачные действия чередовались с (пользуясь теннисной терминологией) невынужденными ошибками, однако Валерий был счастлив уже от того, что играет против столь маститых оппонентов. Воскресенцы в том матче так и не сумели забить, уступив со счётом 0:1, но именно после этого боя Каменский осознал, что в хоккее нельзя останавливаться в развитии. Если хочешь достигнуть вершин – работай с утра… нет, не до ночи – до следующего утра.

Его игра часто вдохновляла партнёров, она была как дуновение ветра, как глоток свежей воды для боевого, но всё же сильно измождённого "Химика". Московские клубы рвали эту команду (а ещё усть-каменогорское "Торпедо", челябинский "Трактор", питерский СКА) на мелкие лоскуты, не оставляя ей шансов бороться за золото. Зато свою заслуженную бронзу "Химик" с Каменским в составе всё же завоевал. Случилось это в сезоне 1983/84, когда у Валерия сменились партнёры по тройке. От двух Сергеев - Карпова и Одинцова он перешёл в связку к будущим олимпийским чемпионам Александру Черных и Андрею Ломакину. Несмотря на старания перспективного форварда медаль ему так и не вручили: 20-ти сыгранных встреч в чемпионате по регламенту было недостаточно для того, чтобы стать призёром. "Вы бы видели, как радовались тогда ветераны "Химика", которые отдали команде не один сезон. В 84-м я был совсем молодым парнем, и, видимо, старшие товарищи сверху решили, что у меня все впереди, а посему медалью и не побаловали", - с улыбкой вспоминает наш герой. И боевые товарищи были абсолютно правы. Следуя своеобразной "моде" тех лет в свой призывной год хоккеист попал в многократно-чемпионский ЦСКА, где собрал коллекцию наград, которая и не снилась старожилам воскресенского хоккея.

Параллельно он выступал ещё и в "молодёжке", с которой выиграл мировое первенство в Канаде. С той сборной и правда мало кто мог равняться. Евгений Белошейкин, Михаил Татаринов, Игорь Вязьмикин – даже без Каменского она выглядела бы мощно. Ну а от молодёжных забав до взрослых "игр патриотов" ему оставался лишь один шаг. И сделать этот шаг удалось на московском чемпионате мира, куда Виктор Тихонов пригласил дебютанта защищать цвета "красной машины". Для Каменского тот турнир остаётся незабываемым и поныне. "В дальнейшем я еще не раз выступал на первенствах мира и Европы, но тот московский успех мне наиболее памятен и дорог", - утверждает он.

Впрочем, памятных трофеев и матчей в его карьере столько, что вспомнить вряд ли под силу даже самым педантичным хоккейным статистикам. Любая победа приятна, считает Каменский, но особенно приятно, если ты забиваешь победный гол. Именно поэтому особняком в его хоккейной карьере стояли поединки в Северной Америке в 1987 году. Тогда наши заклятые друзья из-за океана ухитрились организовать и Кубок Канады и мини-серию "НХЛ против СССР", которую назвали "Рандеву-87".

За команду "кленовых листьев" тогда играли Уэйн Гретцки, Марио Лемье, Марк Месье, Крис Челиос. А в команду НХЛ включили ещё и несколько блестящих европейцев, к примеру, Эсу Тикканена и Яри Курри. Тем не менее советские хоккеисты показали просто невероятный хоккей, сражаясь с этими титанами не просто на равных, а даже с некоторым превосходством. Лишь мощная поддержка трибун (и ещё более мощная "накачка" судей) помешали сборной СССР отнять у Канады ещё один кубок её имени. Тогда, во втором поединке трёхматчевого финала именно гол Каменского перевёл игру в овертайм, однако дожать родоначальников там не получилось. Зато наши парни отыгрались на Рандеву, победив в двух матчах с общим счётом 8:7 (3:4, 5:3). В победной дуэли Каменский отличился дважды, забросив первую и третью шайбы в ворота канадцев. "На заокеанском льду у меня все получалось, и порой я ловил себя на мысли, что буквально летаю по площадке", - вспоминал Валерий Викторович, выступавший тогда в одной связке с Вячеславом Быковым и Андреем Хомутовым. "Внутри нашего звена не было никакого соперничества. В первую очередь нас волновали успехи команды. Персональные показатели не влияли на наши отношения", - вспоминал Быков. Каменский вторил ему: "Главное - командный результат, а сколько при этом забьет наше звено, не имело значения. Хотя, не скрою, за результативностью тройки следили. Безусловно, Вячеслав как центрфорвард большее внимание уделял снабжению нас с Андреем Хомутовым результативными передачами, но при этом и сам забивал немало".

К тому моменту Валерий уже выступал под своим счастливым 13-м номером, доставшемся ему в наследство от Николая Дроздецкого. "Чёртова дюжина" была серьёзным раздражителем для соперников, особенно суеверных, коих среди спортсменов немало. Она будто по примеру князя Святослава говорила "хочу на вы идти", внушая ужас и ослабляя волю.

С этим номером новый хоккейный Колумб поехал покорять Америку осенью 1991 года. Срослось всё на западном фронте не сразу, хотя, в отличие от реального Христофора, Индию Каменский найти не пытался. А вот медицинская помощь ему в то время требовалась постоянно. За границу Валерий летел уже со сломанной ногой, а на родине хоккея умудрился получить ещё одну травму. Эти неудачи сделали для него два первых сезона в богатейшей лиге планеты несколько смазанными. В актив себе он их заносить не стал. Зато следующие годы мастерство россиянина не вызывало и тени сомнения даже у самых придирчивых экспертов. Все сходились во мнении – к нам приехал русский гений.

Восемь лет он отдал одной команде – "Квебеку Нордикс", позднее переехавшему в Денвер и сменившему имя на "Колорадо Эвеланш". Его партнёрами в этой блестящей команде были Петер Форсберг и Клод Лемье, а в обороне прочное место занимал Алексей Гусаров. На протяжении нескольких сезонов канадская (а затем – американская) команда выступала не слишком успешно, но сразу после смены прописки взяла свой первый "Священный Грааль". Случилось это в 1996 году, когда россияне ещё только мечтали о победах в главном клубном турнире мира. Вместе с Гусаровым он стал первым российским участником "Тройного золотого клуба", в который до этой поры входили исключительно шведы.

Впрочем, славен Валерий Викторович был не только своими отточенными передачами и превосходными голами. Мирный и в жизни, и на площадке форвард пару раз в жизни успел побывать в шкуре самого настоящего тафгая. И, как ни удивительно, оказался будто рождён для этой роли. Его мини-поединок с Ульфом Самуэльссоном, очень "грязным" игроком, которого ненавидела вся лига, до сих пор живёт в памяти болельщиков. "Да, игрок был неприятный, - вспоминает наш герой. - Ладно бы, просто бил, - но старался побольнее, колено в колено. Любого мог вывести из себя. И один раз я не выдержал. Самуэльссон выставил ногу так, что чудом в очередной раз ее не сломал. Вот я и врезал. Перчатки снимать не стал. Драться на льду я не умел, в чём был - тем и ударил. Не знаю, как попал, что этот швед рухнул на лед".

С грубым скандинавом Каменский встречался и раньше, на чемпионате мира 1989 года. Тогда шведского защитника и вовсе чуть ли не унесли со льда – Валерий по старой русской традиции вышиб из него дух ударом головой в лоб. "До этого в хоккее никто представить не мог, что человек головой может ударить. После моей выходки внесли поправку в правила: за такой удар - десять минут штрафа и удаление до конца", - хвастался россиянин.

Впрочем, постоять напротив соперника со сжатыми кулаками олимпийскому чемпиону ещё пришлось. В стане нью-йоркских рейнджеров его соперником стал сам Скотт Нидермайер. На этот раз наш нападающий применил ещё один весьма необычный приём – ослепил соперника собственным свитером, после чего уже спокойно и методично избивал несчастного. Самому Каменскому тоже досталось на орехи, но это, как говорится, издержки производства.

После ухода из "Колорадо" Валерий сменил ещё три клуба НХЛ – "Рейнджерс", "Даллас" и "Нью-Джерси", но ни в одном из них уже не становился истинным лидером. "В первом заокеанском клубе я нашел свою команду и свою тройку, а в остальных мне такой возможности, увы, не представилось", - печально говорил он. Ну а когда на тренерский мостик "дьяволов" вместо Ларри Робинсона и Вячеслава Фетисова пришёл ярый критик русского хоккея Кевин Константин, Каменскому и вовсе дали понять, что в НХЛ его карьера подходит к концу. "Сперва меня перевели в третье звено, чуть позже в четвертое, а под конец сезона и вовсе стали выпускать на площадку через раз", - сокрушался форвард. Пришло время возвращаться на родину, и, естественно, что свои последние матчи Каменский решил провести в составе клуба, который его воспитал. Да, он вернулся в "Химик", откуда уехал, страшно представить, 18 (!) лет назад. В 2005 году великий игрок завершил карьеру.

Валерий Каменский - Олимпийский чемпион 1988 года, серебряный призёр Олимпиады-1998. Чемпион Мира среди юниоров 1986 года. Чемпион Мира 1986, 1989 и 1990 года, серебряный призёр 1987 года, бронзовый призёр 1991 года. В 1991 году был признан лучшим нападающим на чемпионате мира и попал в состав символической пятерки лучших хоккеистов турнира. Играл за сборную СССР на Кубке Канады 1987 года и на "Рандеву"-87. Выступал за сборную России на чемпионатах мира 1994 (5+5 в 6 матчах) и 2000 (0+0 в 6 играх) годов. Обладатель Кубка Стэнли 1996 года. Играл на матче "Всех Звёзд" НХЛ 1998 года.

В чемпионатах СССР - 329 игр, 122 гола, 96 передач. По итогам сезонов 1989/90 и 1990/91 выбирался в символическую пятёрку лучших игроков страны. Лучший хоккеист Советского Союза 1991 года.

В регулярных чемпионатах НХЛ провёл 637 матчей и набрал 501 очко (200 шайб + 301 передача). В играх плей-офф провёл 66 матчей и набрал 60 очков (25 шайб + 35 передач).
В коллекции Каменского более 500 хоккейных клюшек с автографами звёзд НХЛ - Уэйна Гретцки, Марио Лемье, Джо Сакика, Марка Мессье и других.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.