Юрий ЯКОВЛЕВ: "Хоккею нужны не деньги, а кумиры"

Добавлена: 22.12.2007
Источник: Роман АНИН (Новая газета)

Президент ярославского "Локомотива" — о бюджетах клубов, законе "О спорте" и об избалованных москвичах

Про таких, как Юрий ЯКОВЛЕВ, президент ярославского "Локомотива", обычно говорят: молчит, но делает свое дело. И вправду, Юрий Николаевич общительностью с прессой не отличается. Зато за него хорошо говорят дела. Только за последние 10 лет "Локомотив" трижды становился чемпионом и трижды брал "бронзу" Суперлиги. Причем в "золотых" 2002-м и 2003 годах президенту ярославцев дважды вручался "Приз В. Сыча" как лучшему руководителю хоккейного клуба. Прибавьте к этому прекрасную детскую спортивную школу, первую в России современную ледовую арену — и вы получите, наверное, лучшего менеджера Суперлиги. Зачем крупному и уважаемому бизнесмену такое хлопотное дело, как хоккейный клуб, и в чем секрет успешного менеджмента ярославского клуба, Юрий Яковлев рассказал корреспонденту "Новой".

— Вы уже более семнадцати лет занимаете пост президента хоккейного клуба. За это время в Суперлиге появилась команда, которая хотя бы наполовину окупала свои расходы?

— Безусловно, таких клубов нет. Более того, в ближайшее время их и не предвидится. "Локомотив", если я не ошибаюсь, зарабатывает процентов пятнадцать от своих затрат.

— Как я понимаю, затраты на клуб — это не только селекция, зарплаты игроков, но и детские школы...

— Конечно, вся хоккейная инфраструктура, в том числе и детские школы, требует огромных вложений. Но здесь основная проблема даже не в финансировании. В этом вопросе все сводится к так называемым долгосрочным программам. Уровень хоккея зависит не от конкретной суммы, потраченной в короткий промежуток времени, а от продуманной программы, в которую постоянно инвестировались необходимые средства.

— За это время у вас ни разу не возникало желания перейти на новый уровень? Скажем, работать на благо не одной команды, а всего хоккея в целом.

— Это зависит не только от меня. Нужны определенный коэффициент доверия со стороны некоторых людей, терпение и кропотливая работа. А так, стать халифом на час... Не вижу в этом смысла. Для развития нужны целая программа и коллектив единомышленников. А у нас ведь какая-то традиция появилась: в одночасье рушить то, что создавалось много-много лет. То, что сейчас происходит в нашем хоккее, вряд ли способствует его развитию.

— Вы имеете в виду развал Профессиональной хоккейной лиги?

— И это тоже. Но для меня главная проблема — массовый хоккей. Сейчас ведь его, по сути, нет. Этот вид спорта перестал быть популярен. Я хочу, чтобы в каждом доме люди говорили о нем. У нас не стало кумиров, российский хоккей потерял свою былую зрелищность. И чтобы вернуть ее, предпринимается не так много, как хотелось бы. Опять же нет программы, которая бы реализовывалась как государством, так и на местах.

— Можно поспорить: во времена кумиров такие корпорации, как, к примеру, РЖД, не инвестировали столько денег в хоккей, как это делается сейчас...

— Здесь нет никакого парадокса. Я повторяю: главная проблема на сегодня — это не отсутствие финансирования, а отсутствие массовости. Если уж мы заговорили о кумирах прошлых лет, то стоит признать: все они вышли из массового хоккея: Фетисов, Мальцев, Рагулин...

— Может, недавно принятый закон о спорте поможет нам в этом?

— Конечно, нет. Основная проблема здесь в регионах и федерации. Первые должны быть заинтересованы в долгосрочных программах по развитию хоккея, а федерации должны это стремление поощрять и помогать. Все это должно быть спланировано, потому что ни одно предприятие не станет просто так инвестировать средства. Не может вдруг появиться и группа людей, заинтересованная в развитии массового хоккея.

— Но, судя по детским школам "Локомотива", у вас с массовостью нет проблем?

— Не совсем так. По правде говоря, развитие массового хоккея — это ведь не задача клуба. По идее, мы должны быть заинтересованы только в успешном выступлении и получении прибыли, а глобальные вопросы должны решаться на более высоком уровне.

— Кто на данный момент является основным инвестором клуба?

— Пятнадцать процентов, как вы уже знаете, мы зарабатываем сами, а остальные инвестиции пропорционально распределяются между спонсорами, основной из которых — РЖД, и бюджетом области.

— На ваш взгляд, существование клуба только за счет областного бюджета возможно?

— Конечно, нет. Более того, я считаю, что мы вскоре должны вообще уйти от бюджетного финансирования, чтобы каждый клуб развивался самостоятельно и более профессионально работал со спонсорами, улучшал свое управление и бизнес.

А чтобы хоккей действительно стал продуктом, на который есть постоянный спрос, должна быть улучшена организация федераций, лиги, перед ними должны стоять задачи по популяризации этого вида спорта, по заключению выгодных контрактов с телевизионными компаниями. С сегодняшней организацией добиться этого будет очень непросто. Чего уж там говорить, если даже в НХЛ сейчас с этим есть проблемы: клубы стали меньше зарабатывать, продажа билетов стала покрывать все меньше расходов.

— Вы согласны с тем, что проект новой лиги — это всего лишь возвращение к истокам, к тому, что уже было разрушено?

— Конечно. Нам опять придется пойти в первый класс и начинать все заново. Безусловно, это будет проще, чем много лет назад: все-таки у нас уже есть определенный опыт. Но сам собой напрашивается риторический вопрос: а для чего было рушить то, что так долго нами строилось, чтобы затем к этому же вернуться?

— Скажите, для "Локомотива" существует понятие "свой тренер"?

— Наверное, на данный момент такого нет. Таким мог считаться Петр Воробьев, "поднявший" нашу молодежь. А после сменившего его пана Вуйтека (приведшего "Локомотив" к золотым медалям в 2002-м и 2003 годах. — Р.А.) у нас практически никто не работал более двух лет. Ведь в чем была заслуга чеха? Мало того что он завоевал медали — его концепция, его видение хоккея совпадали с нашим. И это качество для меня самое важное. Что касается нынешнего главного тренера "Локомотива" Кари Хейккеля... Я хочу, чтобы он остался работать. Но это в большей степени зависит от него самого.

— Почему, на ваш взгляд, в последнее время хоккей перекочевал из Москвы в периферию?

— Во-первых, это деньги. Во-вторых, желание на местах себя проявить, доказать что-то Москве. Ну и параллельно с этим стоит признать: в Москве как-то отвернулись от хоккея. Слишком много там команд — люди в какой-то степени избалованы зрелищем. Но, безусловно, без столичного хоккея поднять этот вид спорта в стране в целом просто невозможно. Что бы там ни говорили, но наша страна так устроена: все нити исходят из центра. Уверен: повысится уровень московских команд — повысится и интерес политических и бизнес-структур к этому виду спорта.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.