Прощай, Филиппыч…

Добавлена: 10.08.2012 09:40
Источник: Цыбанев Ю., "Советский Спорт"

В среду не стало Владимира Васильева. Сочный человек, животрепещущий, всегда молодой духом. Положено прицепить по скорбной причине глагол «был», да отскакивает он от Владимира Филиппыча. Тарасовской породы личность. Изобретатель своего хоккея, незаемного. И Анатолия Владимировича обожал – как мало кто. Хоть и ссылал тот его, игрока, из ЦСКА в Калинин.

Года три назад собственноручно, без журналистских подпорок, написал книгу – и сам ее распространял. Потом перекопал собственноручно лопатой трудную почву под близлежащими к дому зарослями – корт теннисный затеял.

Тридцать без малого лет дружбы и почти непрерывного творческого контакта. Ни с кем другим из мира спорта мне не было так нескучно, так увлекательно. Познакомились в 1984‑м. Володя взметнулся с воскресенским «Химиком» к бронзе союзного чемпионата, команда его играла стремительно-изобретательно (оба обстоятельства были редкостными по тем временам для клуба провинциального свойства). Нельзя было не узнать, что за зверь такой – Васильев. Познакомились – проговорили восемь часов без паузы. Обо всем. «Что тебе еще рассказать, друг мой? А, вот «Советский спорт» сегодняшний. Читай-ка: интервью с писателем – он говорит, человек должен быть свободен в своих движениях. Это тебе и есть главное объяснение про «Химик».

Годы спустя мы садились с Володей за шахматы – и две-три партии я терялся в догадках, с кем играю, новичком или без пяти минут гроссмейстером. Он то ли заманивал, то ли щадил, а потом учинял некий сокрушительный замысел. Вот как он скучать не давал…

В начале 90‑х он потряс мое журналистское сознание, уже обраставшее штампами. «Пас вреден, – объяснял. – Потому что, освобождаясь от шайбы, игрок отказывается от инициативы. И штанга в тренировке вредна. Потому что забивает тонкость мышечных ощущений». Он не стеснялся публиковать эти революционные дерзости на противоходе образцовым методикам тех лет. Больше всего ценил в хоккее богатырей от природы – и в то же время технарей. И в стремлении развивать, я бы сказал, первозданный хоккей нередко менял тренировки изо дня в день – иногда сам не зная наперед, какую сегодня интуитивно выберет.

Мало того, что с «Химиком» навыигрывал серебра-бронзы в Союзе, как никакой другой тренер не московской команды. Он еще игроков формировал-сочинял штучных и самоценных, единственных и неповторимых. Каменский, Ломакин, Черных, Квартальновы, Зелепукин, Уланов, Титов, Березин. И – Слава Козлов, выдававший в 16 лет у Филиппыча против страшенного-всемогущего тогда ЦСКА такие соло, что нынешний Женя Кузнецов отдыхает.

В 1990‑м «Химик» с громадным отрывом шел на первое в истории чемпионство провинциала. Володя повез его на серию с НХЛ, а потом взял костяк еще и в заморское турне со второй сборной. «Химик» резко сбавил. Поругались мы тогда пылко. «Ты без пяти минут в историю вошел, золотыми буквами! – кипел я. – Зачем все себе испортил? Чего ты хочешь в конце-то концов?!» А он в ответ примирительно эдак: «Юрочка, я всего хочу, разве ты не понял еще?».

А пять лет спустя из германского своего благоустройства по первому зову бросился вытаскивать сборную России обратно к золотым вершинам. Она шла по дистанции чемпионата мира вроде бы нормально – но я Володю не узнавал. Он словно сник резко. Понял: сочинить игру здесь и сейчас – не в его власти; заокеанских наших игроков всецело подчинили себе новые житейские привычки и профессиональные штампы. К слову, до минувшего мая Филиппыч оставался единственным тренером, с кем сборная на ЧМ не проиграла в основное время ни одного матча. Но он все равно ушел тогда.

Сам. Слишком скованным себя почувствовал.

А еще 10 лет спустя первым придумал поручить сборную Быкову. Позвонил: «Давай статью сделаем». Сделали. Называлась «Я знаю, как выиграть чемпионат мира». И в 2008‑м выиграли. Васильева Быков – Захаркин пригласили селекционером. Тщательно наведя о нем, другого поколения человеке, справки. И выяснили: такой не подведет, не подставит, не предаст.

Он все мечтал и мечтал вернуться к полноценной тренерской практике. Не сиделось, не лежалось. А функционеры новых мастей поглядывали на него с опаской: уж больно своенравный…

Прощание с Владимиром Васильевым пройдет 10 августа в воскресенском ледовом дворце «Подмосковье» с 9 до 10 часов.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.