Теперь – под прессингом

Добавлена: 02.06.2010
Источник: Дмитрий ФЕДОРОВ, "Спорт-экспресс"

Постоянный автор "СЭ" размышляет об итогах исполкома ФХР, который в понедельник поставил штабу сборной оценку "удовлетворительно".

В том, что Вячеслав Быков и Игорь Захаркин продолжат работу со сборной, нет ничего удивительного. Полноценная оппозиция толком не обнаружилась, хотя Вячеслав Фетисов и сделал пару резких заявлений. Фамилии тренеров, способных взяться за столь большое дело, тоже не названы, пусть имя Зинэтулы Билялетдинова и мелькнуло. А раз нет желающих, то решение исполкома ФХР закономерно. Сложилась неприятная ситуация, когда выбора нет.

Мне возразят, что и четыре года назад была та же картина. Но, во-первых, помоложе были Валерий Белоусов, Билялетдинов и Петр Воробьев. Во-вторых, тогда и ответственность не так давила. После золота 93-го у нас были лишь серебро 2002 и бронза 2005 годов – и все. Хуже быть не могло. А сейчас нам есть что терять.

Вариант с иностранным специалистом лично я всегда рассматривал как рабочий, но по некоторым репликам руководителей нашего хоккея понял, что он неприемлем. Скорее по идеологическим мотивам. Кто платит деньги, тот имеет право на некоторые капризы. И с ними, с капризами, теперь необходимо считаться Быкову и Захаркину. После сезона несбывшихся надежд им придется работать под жестким прессингом.

Очевидно, что КХЛ не нравится Евротур, из-за которого приходится делать паузы в чемпионате. Тогда как Быкову и Захаркину, наоборот, нужно, чтобы в Евротуре принимали участие сильнейшие игроки – победами они поднимают свой статус и привлекают к сборной финансовые потоки. Если у нас появится новый тренерский штаб, то ему, уверен, сразу же поставят серьезные кадровые ограничения, и, за исключением московского этапа, за сборную будет играть второй-третий состав. Тогда и чемпионат КХЛ приостанавливать не потребуется. Так что КХЛ тандему Быков – Захаркин отнюдь не союзник.

Возник и другой серьезный оппонент. Фетисов еще до финала в Кельне жестко и искренне говорил о недостатках игры сборной. В прессе уже озвучивались идеи сделать его генеральным менеджером национальной команды со всей полнотой власти. Но, мне кажется, коллеги не полностью просчитывают последствия. Фетисов, будучи великим спортсменом и лидером по натуре, не всегда предельно эффективен как управленец. Он – как президент ЦСКА – по итогам весьма среднего сезона армейцев не дал детальных объяснений. К тому же генеральный менеджер – фигура консолидирующая, а Фетисов личность скорее оппозиционная. Об этом косвенно говорила текучка кадров в его министерстве.

Всем недоброжелателям тренерский тандем может ответить только одним способом – результатом. Чтобы его добиться, надо чем-то жертвовать. В этом сезоне Быков и Захаркин старались ухватиться буквально за все... И много денег заработать в Уфе, и сохранить всю полноту власти в сборной, и остаться милыми и обаятельными романтиками в глазах болельщиков. Но рано или поздно придется отказаться от совмещения постов. Плюс возникнет необходимость в усилении тренерского штаба специалистом, разбирающимся в тактике и ведении игры, чтобы он наблюдал за матчами с трибуны и давал с холодной головой советы в рекламных паузах и перерывах.

Очевидно, что пока с североамериканцами трудно тягаться. Пригласить консультировать на один месяц можно самых классных наставников, чьи клубы не попали в Кубок Стэнли. В общем, это вопрос желания. Быков и Захаркин должны понять, что сейчас надо вернуться к тому, что вознесло их на вершину. Вернуться непосредственно к хоккею.

Мы все знаем, что сразу после неудачного финала с Быковым разговаривал президент страны. Вероятно, это были слова поддержки. В противном случае о факте звонка никто бы не заикнулся. Раньше власть старалась ассоциироваться исключительно со спортивными победами, дистанцируясь от провалов и неудач. Сейчас звонок прозвучал после поражения, вызвавшего серьезную критику в обществе.

Я нахожу случившемуся два объяснения. Власть столько вложила (и души, и денег) в эту сборную, в тренерский тандем и вообще в российский хоккей, что теперь в любом случае разделит с ними и радость, и горе. Либо власть почувствовала, что надо быть ближе к людям – сочувствовать им тогда, когда их постигают неудачи. Первая догадка должна обнадеживать Быкова и Захаркина, вторая всех нас.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.