Назад в Суперлигу?

Добавлена: 25.03.2014 11:18
Источник: Дмитрий Ерыкалов, "Чемпионат.com"

Владимир Путин выступил с заявлением о контроле за лимитом на легионеров в российском спорте. Как инициатива президента скажется на КХЛ?

Всё, что происходит в последние годы между ФХР и КХЛ, можно охарактеризовать как вражду двух братьев. Вскормленные молоком одной матери, выросшие в маленькой песочнице на заднем дворе, они пошли разными дорогами. Один остался под крылом родителей, живя на пособия и бабушкину пенсию, но при этом радеет за домашнее хозяйство и чтит семейные ценности. Другой брат, ещё будучи подростком, начал продавать жвачки одноклассникам, быстро повзрослел и понял цену деньгам. Оторвавшись от родительского дома, он обрёл самостоятельность, но стал циником. Это не кровная война, а противостояние принципов и жизненных взглядов.

У каждой стороны свои интересы и методы. Однако не было за все годы этой вражды другого такого яблока раздора, как лимит на легионеров. Один в этом видит открытое нараспашку окно в светлое будущее и выложенную лепестками дорогу к новым перспективам. Брат же идёт ему наперекор, будучи убеждённым, что засилье чужаков – единственное зло и причина всех бед в родном отечестве. Приводить аргументы друг другу и пытаться построить давно сожженные мосты – значит лишь усиливать конфронтацию. Надежда, что кто-то сделает шаг навстречу друг другу, не больше песчинки.

Континентальная хоккейная лига поспешила победно вскинуть руки вверх. Как вскидывают нападающие, забросившие шайбу коньком. Завести чёрный диск в ворота – не значит изменить счёт. Клубы проголосовали за увеличение лимита на легионеров до семи человек, но не дождались одобрения свыше. Почти неделю продолжалось совещание с человеком, который сидит наверху. На хоккейной коробке – это судья-видеогол, тогда как в делах околохоккейных все пути ведут в Кремль.

Накануне, на заседании совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, Владимир Путин выступил с программной речью. В контексте нашего предисловия про двух братьев, однажды вставших на тропу войны, это выглядит если не как жест примирения, то как крепкое отцовское слово. До поры до времени президент оставался нейтральным. Разве что уделял больше внимания первому сыну, которого в одном южном городе, в феврале, ждал выпускной бал. Однако точка кипения настала, когда родительское слово и удар кулаком по столу оказались неотвратимы.

— Порой повальная практика привлечения легионеров и зарубежных тренеров в российские клубы неубедительна. А существующий порядок формирования клубов не учитывают интересы национальных сборных, не нацелены на решение общих стратегических задач, — сказал президент.

В общем, если отбросить контекст, вполне здравая мысль. Особенно если говорить в целом о профессиональном спорте. Разве в российском футболе, который и без того обделён кадрами, а сборная не входит число претендентов на медали, нет засилья легионеров?

Формула "5+6" не предполагает достаточно мест для российских игроков, да и команд в элите меньше, чем в отечественном хоккее. Небезгрешен и баскетбол, в котором, несмотря на бронзу Лондона, российские игроки с большим трудом вылезают из-за спин иностранцев.

О том, что Путин недвусмысленно намекает на хоккей, говорит не только близость заявления к заседанию клубов Континентальной хоккейной лиги. В самом начале своей речи президент упомянул, что хоккей на Олимпиаде стал главным разочарованием для болельщиков. И, нет сомнений, для него самого – человека, вставшего несколько лет назад на коньки. Именно болельщицкий интерес сделал это вмешательство неизбежным. Вопрос был лишь в том, пройдёт ли подобное одобрение публично или в кулуарах, за богатым президентским столом. Путин решил выйти из тени, дав благословение одному из своих отпрысков.

— Прошу определить порядок и целесообразность привлечения иностранных специалистов в летних и зимних игровых видах спорта. А ответственность за соблюдение этого порядка должна быть закреплена за министерством спорта, — подытожил Путин.

Этим заявлением президент даёт добро на "подрывную деятельность" Виталию Мутко, который не первый день грозится вмешаться в дела Континентальной хоккейной лиги. Министр спорта вторит Владиславу Третьяку и призывает международную лигу действовать в интересах сборной России, и в противовес расширению лимита выступает за его сокращение. И если до недавнего времени слова Мутко можно было делить на два, не осознавая силу этих заявлений, то теперь они получили мощнейшую поддержку.

Континентальная хоккейная лига – тот самый сын, который пустился в самостоятельную жизнь и впитал в себя принципы капитализма. Казалось бы, как на него может воздействовать могущественный родитель? Проблема в том, что элитное образование и машина, на которой он передвигается по улочкам Чехии и Хорватии, появились из одного и вполне конкретного кошелька. Поддерживаемая госкорпорациями и придуманная президентом, КХЛ не может быть независимой при всём желании.

Лиге дали поиграться в самостоятельный проект, который долгое время находился в вакууме. Позиционируя себя самой успешной лигой страны, КХЛ пыталась жить в параллельной со всей российской действительностью реальности. Несколько шагов вперёд в коммерции, километры прорыва по части медиа, а главное – чистые спортивные принципы, олицетворением которых можно считать регулярные неудачи клуба президента лиги на пути к Кубку Гагарина.

Всё это красивое с виду Шоу Трумана разбилось о домашнюю Олимпиаду, которая неизбежно развернула бы весь российский спорт в ту или иную сторону. Однако хоккей настолько выбился из общей картины, что не мог не обратить на себя внимания первых лиц страны. Олимпийская сборная по хоккею не просто осталась без медалей, а отстала от лыжников, сноубордистов и даже биатлонистов, которых накануне Игр критиковали даже ожесточённее команды Билялетдинова.

Страшно представить, к чему могут привести одобренные на самом верху "реформы Мутко”. Страшно прежде всего своей непредсказуемостью. Виталий Леонтьевич уже обмолвился, что "у министерства спорта есть четкая позиция по лимиту на легионеров в клубах КХЛ”. При этом Мутко наотрез отказывается озвучить эту позицию. При худшем, а вместе с тем наиболее реальном, сценарии наш хоккей может отбросить на шесть лет назад, в Суперлигу. Как по качеству самого хоккея, так и по влиянию государства на профессиональную лигу. Метания в зависимости от результатов двухнедельного турнира в мае в таком случае входят в обязательный пакет.

О том, как следует поступить с легионерами в российском хоккее, сломано немало копий, вил и прочих орудий. При большом желании понять можно обе стороны, но КХЛ берёт своё логикой и поступательностью движений. В лиге уже есть команды, число легионеров в которых превышает базовое значение. Вот только возможность заявить шесть иностранцев не мешает "Локомотиву” привлекать молодёжь, которая отплачивает за доверие победными шайбами в овертаймах. А разве не в сегодняшнем Ярославле дебютировал Павел Красковский – один из немногих игроков 1996 года, заигравших в этом сезоне?

Правы будут те, кто скажет: "Локомотив” нельзя принимать за ориентир, у Ярославля под боком не только блестящая школа, но и результаты всероссийской кампании помощи клубу. Неслучайно сами "железнодорожники” голосовали против увеличения лимита на легионеров. Юрий Яковлев – последний руководитель в лиге, который должен жаловаться на дефицит российских кадров. Команда, которая уже сейчас треплет нервы СКА и имеет все шансы пройти в финал конференции, имеет практически неограниченный потенциал.

Куда показательнее пример "Адмирала”, который как раз играл весь сезон с семью легионерами. Владивостокский клуб в некотором роде заглянул в будущее, став опытным образцом для остальной всей лиги. Наличие Ходжмэна, Пайетта или крайне сомнительного персонажа Перри не помешало раскрыться молодым и недооценённым игрокам. В роли лидера обороны выступил Егор Антропов, игровую практику получили Сергей Барбашев и Константин Соколов, а наиболее яркий пример – на последнем рубеже "Адмирала”. Евгений Иванников, не имя ни статуса лимитчика, ни гарантированного времени в воротах, основательно задвинул в запас Нико Ховинена.

В попытках увеличить лимит на легионеров, КХЛ пытается уровнять в правах российские и иностранные клубы. Наблюдая за полуфиналом Западной конференции, в котором бьются роскошно укомплектованные "Лев” и "Донбасс”, у большинства руководителей появляется на устах резонный вопрос. Почему им можно, а нам нельзя? Идеальной формулой "уравниловки” стала бы отмена лимита или признание не легионерами игроков из стран-участниц КХЛ. Однако в том и смысл, что лига не делает резких движений и движется к конечной цели поступательно.

В том случае если министерство спорта и ФХР так беспокоятся о потере 20-30 рабочих мест (а именно столько человек пострадает в случае увеличения лимита с пяти до семи легионеров) для российских хоккеистов, мы спешим их успокоить. Всё те же два десятка лиге подарят новички, которые пополнят КХЛ со следующего сезона. Вопрос о вступлении "Лады” и клуба из Сочи практически решён, а значит, число потенциальных кандидатов в сборную останется неизменным. Более того, редрафт, который планируется применить по отношению к обоим новичкам, непременно родит на свет нового Энвера Лисина.

КХЛ успела доказать, что её решения продуманны и не спонтанны. Сумеют ли дать аргументированный ответ Виталий Мутко и его ведомство? Опасение заключается в том, что министр спорта в связке с президентом федерации начнут рубить с плеча. Проще говоря, пойдут простым путём, сократив лимит на легионеров, не занимаясь расчётами и анализами. Получив отмашку от высшего руководства страны, они могут в очередной раз свалить все проблемы на внешнего врага, который по старой русской традиции вставляет палки в колёса могучей державе. При этом проблемы школ, детских тренеров и отсутствие хоть каких-нибудь методических материалов, вновь потонут в громких речах о засилье чехов, второсортных канадцев и финнов, "которых мы научили играть в хоккей”.

— Не хочу сказать, что нам стоит отказаться от зарубежных специалистов. Боже упаси. Многие из них продуктивно работают, приносят отличный результат. Особенно в тех видах, где наши национальные школы только формируются. Дело в другом: привлечение специалистов должно быть обоснованным и продуманным, там, где это необходимо. Нужно, чтобы они создавали нашу собственную национальную тренерскую школу, — подчёркивает Владимир Владимирович.

Пассаж, который в эйфории от выигранной подковёрной борьбы можно пропустить мимо ушей, на самом деле ключевой. Президент призывает не делать резких движений, не бросаться из крайности в крайности. А ведь именно на этом мы обжигаемся из раза в раз, меняя курс на 180 градусов. Порой в зависимости от результата одного-единственного матча.

Сложно причислять российский хоккей к видам спорта, где только формируются национальные школы. Это в шорт-треке новоявленный герой России Виктор Ан одновременно и добытчик медалей, и образец для подражания, и сенсей. Но разве иностранные тренеры, работающие в КХЛ, не привносят в наш хоккей нечто своё, насаждая на российскую землю современные тенденции? Нередко они охотнее привлекают молодёжь, чем отечественные специалисты, трясущиеся за результат. Качественные легионеры, в свою очередь, помогают расти вчерашним юниорам: как на тренировках, так и в играх.

В том случае если Третьяк, Мутко, а главное Путин действительно хотят принести пользу российскому хоккею, то они не должны ломать дом, который строился на протяжении шести лет. Запомниться не разрушителями, а созидателями им по силам, достаточно лишь пустить имеющиеся ресурсы в нужное русло. Наблюдая за тем, сколько российских вратарей вывел на новый уровень финн Юсси Парккила, диву даёшься, почему он ещё не встал во главе федерального центра подготовки голкиперов, который взяла бы под крыло федерация. И таких примеров – масса, стоит только захотеть не ломать, а строить.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.