Гудок памяти

Добавлена: 10.09.2012 09:22
Источник: Андрей КУЗНЕЦОВ, "Спорт-Экспресс"

В пятницу в Ярославле состоялся день памяти погибшего 7 сентября 2011 года "Локомотива".

Дождь заливал собравшееся на площади перед "Ареной-2000" многотысячное людское море. Навстречу сыпавшим с неба каплям вверх летели сотни запущенных людьми воздушных шаров. Разноцветных, с наскоро нанесенными фломастером надписями, эмблемами "Локомотива", цифрами "7.09.11". Гора гвоздик у дворцовой Стены Плача росла на глазах, а из динамиков стоящих неподалеку машин мощно лились звуки моцартовского "Реквиема".

Музыка смолкла в 16.05 - точную годовщину хоккейной и воздушной трагедии. Вместо нее над Ярославлем поплыл протяжный, рвущий душу звук сирен. Общегородской Гудок Памяти по ушедшей команде. Он звучал над хоккейной ареной и зданиями исторического центра, на приволжских набережных и в кронах по-осеннему желтеющих берез. Ему вторили клаксоны враз остановившихся посреди проспектов автомобилей и свистки электровозов на станции "Ярославль-Главный". Жемчужина Золотого кольца России напоминала самой себе, что прожила без погибшего "Локомотива" 366 тяжелых дней.

К той минуте, когда прозвучал Гудок Памяти, завершился Марш тишины. Двадцать тысяч человек в полном молчании, с развернутыми флагами и гвоздиками в руках, колоннами шли по Московскому проспекту и вливались на улицу Гагарина, держа путь к арене, к портретам тридцати семи членов ушедшей в небо команды.

Бок о бок шли мужчины в свитерах "Локомотива" и президент ФХР Владислав Третьяк, вмиг повзрослевшие школьники и многолетний кумир местных болельщиков вратарь Егор Подомацкий. Поклонившись глядящим со Стены Плача лицам жертв авиакатастрофы, участники Марша хранили молчание до общегородского гудка. А едва сирены смолкли - зааплодировали и начали посылать крики "Локо навсегда" куда-то ввысь.

Начинался же день памяти панихидой в Успенском соборе Ярославля. На службу собралось больше 500 человек - региональные руководители всех рангов начиная с губернатора, приехавшие со всех концов КХЛ (от Новокузнецка до Риги) болельщики, лидер неудержимого "Локомотива"-2001 - 2003, а ныне глава профсоюза КХЛ Андрея Коваленко. В первом ряду стояли родители игрока-души погибшей команды Ивана Ткаченко, в память о сыне возводящие нынче в городе хоккейный центр.

Огни поставленных за упокой душ свечей еще не успели догореть - а у стен "Арены-2000" уже появились первые возложенные в день памяти цветы. Прибывшие в Ярославль звездные ветераны хоккея первым делом отправились к ледовому дворцу. Почтить память команды.

- Спасибо президенту КХЛ Александру Медведеву и моему приятелю Славе Фетисову за то, что пригласили меня в этот день в Ярославль, - сказал, опуская букет, Уэйн Гретцки. - Вспоминать о случившейся здесь трагедии просто ужасно. Все, что я могу - выразить слова соболезнования и надеяться, что на вечернем матче мы все же сможем подарить людям повод для улыбок.

- Я не знаю ни одного человека из хоккейного мира, которого не потрясла бы произошедшая здесь год назад катастрофа, - добавил Марк Мессье. - Мы все братья, у всех при мыслях о погибших наворачиваются слезы. Выходя на лед в ветеранском матче, буду постоянно думать об этих ребятах.

К полудню на Леонтьевском кладбище, где похоронены четырнадцать человек из "Локомотива"-2011, было выставлено густое оцепление. К могилам пускали только родных и близких жертв трагедии, в присутствии которых был установлен памятный крест. С кладбища семьи погибших отправились на место прошлогодней катастрофы, в аэропорт Туношна.

К моменту их приезда мемориал в виде черного гранитного креста и небольшой набережной были уже увешаны фанатскими шарфами разных клубов КХЛ. Приехавшие в Ярославль болельщики отдали дань памяти команде еще ранним утром.

Эмоции у осиротевших людей были самые разные. Кто-то при виде страшного места рыдал, кто-то молча подходил к воде и опускал в нее руки, все бросали в реку гвоздики с розами. Причем цветы почему-то не плыли по течению, а сбивались в одном месте и неподвижно лежали на зеркальной глади. В сочетании с черно-лиловыми нависшими над аэропортом тучами картина выглядела пробирающей до костей и абсолютно потусторонней.

А завершилась панихида и вовсе неожиданно. Едва под колокольный звон закончили зачитывать список разбившихся под Ярославлем людей, над головами собравшихся появился самолет. Вылетевший в рядовой рейс из Туношны - но смотревшийся настолько щемяще, что стоявшие на земле люди просто не могли оторвать взгляд от неба. От ангельски белого следа за исчезающим лайнером. От непроницаемых дождевых облаков, за которыми молившиеся тихим шепотом семьи надеялись увидеть души своих родных.

Завершился день памяти матчем ветеранов на домашней арене железнодорожников. Зрелище получилось настолько трогательным, что заполнившийся почти до конца девятитысячник смотрел его в завороженном, не нарушаемом ни словом, ни шорохом молчании.

Рвал душу стоящий на катке трубач. Картинка видеокуба причудливо трансформировалась то в стаю летящих вверх птиц, то в горящую перед иконой свечу, то в храмовые "луковки" куполов, то в слова "Локо", "команда", "в сердце", "навсегда". Потом ко льду выкатили конструкцию со множеством колоколов разного размера. Под перезвон на табло крутились лица, имена, фотографии. Затаившие дыхание трибуны то махали белыми платочками, то зажигали фонарики мобильных телефонов. В погруженной в темноту арене эти огоньки смотрелись звездами, к которым взлетели души потерянных Ярославлем мужчин. Чьи имена теперь увековечены на свитере с траурной черной полосой, поднятом в конце церемонии под своды "Арены-2000".

Матч в честь "Локомотива"-2011 открывали главные звезды суперсерии-1972 - наш Владислав Третьяк и канадец Фил Эспозито. "Добрый день", - по-русски обратился к зрителям ветеран из Страны кленового листа. После чего рассыпался в соболезнованиях и благодарностях гостеприимному городу. "Самое дорогое, что мы можем хранить об ушедшей команде, - память. Мы никогда не забудем этих ребят", - перехватил эстафету Владислав Третьяк.

Программка на игру также была оформлена в ретростиле - обложка скопирована с образца 1972 года. Винтажным смотрелся и сам хоккей: соперники играли на скоростях, которые нельзя было назвать высокими даже с поправкой на ветеранский статус матча. Причем после перелета из Питера и участия в траурных мероприятиях больше сил сохранили канадцы. Их защита наглухо "съела" даже находящихся в отличной спортивной форме ответственных руководителей КХЛ - профсоюзного босса Андрея Коваленко и главу СДК Валерия Каменского.

Второй гол Канады пасом-конфеткой на пустой угол организовал Гретцки. Третий - Мессье, в абсолютно энхаэловском стиле продравшийся через груду тел и откинувший шайбу Андерсону. Столкнувшись с таким превосходством, Буре и Ко на радость зрителям, завелись. Фетисов, едва ли не впервые после окончания карьеры вышедший на ветеранский матч в шлеме, на пару с Ларионовым начали отыгрывать счет 1:4. Забитый ими гол был засчитан только после видеопросмотра, причем эмоции стоявшего на тренерском мостике Зинэтулы Билялетдинова до вынесения судейского вердикта были непривычно бурными. Не во всяком матче Евротура такие увидишь. Вот только догнать соперника советским легендам не помог ни дубль Кожевникова, ни встреченная ревом трибун шайба Коваленко.

А завершилось все клюшечным салютом в адрес трибун и ответными аплодисментами зрителей. Обещание вызвать у местных болельщиков малую долю улыбок и позитивных эмоций Гретцки и Ко сдержали. Наверное, правильно, что вчерашний день памяти завершился на светлой ноте. Остается пожелать настрадавшемуся с 7 сентября 2011-го Ярославлю лишь одно. Чтобы хоккей в будущем приносил влюбленным в него людям только праздничные эмоции.

ЛЕГЕНДЫ СССР - ЛЕГЕНДЫ КАНАДЫ - 4:5 (1:1, 1:3, 2:1)
Голы: Кожевников - 2, Ларионов, Коваленко - Шатт - 2, Пропп, Андерсон, Халл.
"Легенды СССР": Мышкин, Михайловский. Фетисов, Касатонов, Макаров, Ларионов, Буре, Гусаров, Малахов, Могильный, Каменский, Коваленко, Бабинов, Миронов, Гимаев, Кожевников, Жамнов, Прохоров, Яшин, Шалимов, А.Голиков, В.Голиков.
"Легенды Канады": Кидд. Данейко, Сальминг, Эспозито-Селиванов, Андерсон, Дюгуэй. Мессье, Тикканен, Вербек, Роннинг, Халл, Марук, Шатт, Бабич, Пропп, Муни, Лемье, Крушельницки, Гретцки.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.