Суперсерия-2010

Добавлена: 12.02.2010
Источник: Игорь РАБИНЕР (Спорт Экспресс)

О том, какое значение в Канаде придают хоккейному турниру Олимпиады-2010 и с каким нетерпением ждут противостояния со сборной России, – в материале спецкора "СЭ".

"Для канадского хоккея это второй по значимости турнир в истории после суперсерии 1972 года против сборной Советского Союза".

Эти слова произнес в разговоре со мной популярный в Канаде обозреватель еженедельника The Hockey News Алан Адамс. Конечно, я догадывался, с каким вожделением предвкушают в Стране кленового листа хоккейную часть Ванкувера-2010, но все же не думал, что до такой степени. Потому что сравнениями с 72-м годом в Канаде просто так не бросаются. Это действительно святое для страны сочетание цифр. И лишний раз я понял это из разговора с другим коллегой – Биллом Биконом из агентства Canadian Press, работающим на зимних Олимпиадах со времен Калгари-88. Едва услышав про 72-й год, он разразился целым монологом:

– Согласен, что Ванкувер для нас – второй по значимости турнир в истории, – признался Бикон. – Потому что он – дома. И что с ним нельзя сравнить никакой другой вид спорта на Олимпиаде, – конечно, тоже. Но все же не думаю, что когда-нибудь что-нибудь сможет сравниться с 72-м. Тогда сошлось все – общественное, политическое, спортивное. Накал страстей невозможно передать словами. Теперь же будет чистый хоккей. Хотя и, без сомнений, совершенно потрясающий. Но далеко не 72-й!

В Канаде все до сих пор помнят, где они были в момент последнего матча суперсерии и победного гола Пола Хендерсона, – продолжил канадец. – Я первые два периода смотрел дома. Но тут, как назло, надо было ехать в колледж на какое-то очень важное занятие. Я проклинал все на свете – но все же поехал. Выскочил из дома в момент окончания второго периода – и успел вскочить на подножку автобуса! В итоге добрался до колледжа – благо расположен он был недалеко – к самому началу третьего. К моему огромному облегчению, никаких занятий не было. Все, включая преподавателей, сгрудились у крохотного черно-белого телевизора и смотрели игру. Тот телевизор у меня до сих пор перед глазами. И слава богу, я все успел увидеть. Какой у вас был обалденный игрок – Якушев! Вот бы его в НХЛ, он был бы здесь суперзвездой! А Третьяк? Легенда!

– Теперь тоже мечтаете о финале Канада – Россия?

– Конечно! Этого финала все хотят! Что в общем-то забавно, поскольку между двумя странами давно уже нет неприязни, какая была в прежние времена. На самом деле это две очень похожие страны – очень большие, холодные и обожающие хоккей. И на самом деле очень здорово, что сейчас никто не будет думать о политике, а все – только об игре. Вы только представьте: Канада – Россия! Даже четвертьфинал Турина, по моему мнению, был лучшим матчем той Олимпиады. И темп, и напряжение, и уровень игроков в нем были выше, чем в финальном матче.

А сейчас такой финал был бы интересен еще и тем, что столкнулись бы лучшая атака, какая наверняка будет у России, и лучшая оборона, какой, без сомнения, обладает Канада. Тем более что и все три помощника Бэбкока – Рафф, Хичкок и Лемэр – предпочитают игру от обороны, да и сам главный тренер в "Анахайме" был ее же сторонником.

– Хоккей для Канады – по-прежнему неотъемлемая часть национальной гордости?

– О да! С ним в этом смысле рядом ничего не стоит. И мы по-настоящему любим, когда не клубы, а страны конкурируют друг с другом. Любим как раз с 72-го. Канадский хоккей так сильно изменился к лучшему как раз из-за того, что было много матчей с соперниками из Европы, особенно русскими. Суперсерии и Кубки Канады научили нашу страну тому, что главное в игре – это катание, пас и бросок. А ведь в какой-то момент мы стали об этом забывать в ущерб силовым приемам и дракам. Русские показали нам, что главное – это техника. Спасибо вам за это!

ОБЕЩАНИЕ ДЯДИ МИШИ

– Смотрю, Александр Овечкин у вас с телеэкранов просто не слезает. Он в Канаде настолько популярен? У вас же есть свой герой – Сидни Кросби.

– Ови дико популярен! Он не только великий игрок, но и ярчайшая личность – уникальная, ни на кого не похожая. Ови веселый, непосредственный, говорит то, что думает, живет на полную катушку. Кросби – чудесный игрок, но он по натуре интроверт, от него редко можно услышать что-то необычное. За Сидом увлекательно наблюдать на льду, а за Овечкиным – везде.

– Как относитесь к заявлению Овечкина, Малкина, Ковальчука и К о, что в Сочи-2014 они поедут вне зависимости от разрешения или запрета НХЛ?

– В глубине души все их поддерживают, потому что они на сто процентов правы. Олимпиада с участием энхаэловцев была в США, теперь – в Канаде, так почему нельзя поехать в Россию, великую хоккейную страну? Мы должны быть там! Не поехать на Игры – это страшно, поскольку Олимпиада в тысячу раз выше любого Кубка мира, и это понимают как игроки, так и болельщики. На мой взгляд, Гэри Бэтмен использует угрозу неучастия в Олимпиадах как средство, чтобы выбить для владельцев клубов более выгодные условия соглашения с хоккеистами, когда настанет пора подписывать новый коллективный договор.

– По-вашему, канадцы и американцы могут последовать примеру россиян?

– Не знаю, хватит ли им мужества. Это будет настоящая проверка. Россиянами движет особая мотивация, потому что Олимпиада пройдет в их стране. А как бы хотелось посмотреть в Сочи на очередной раунд противостояния Овечкина и Кросби! Не знаю, как будет, а сейчас они идут ноздря в ноздрю. Ови два раза был MVP сезона в НХЛ, Сид – однажды. Но у Кросби уже есть Кубок Стэнли, а у Алекса – нет. И победа в Ванкувере будет серьезным аргументом в вопросе, кого считать лучшим хоккеистом мира.

То, что противостояние Александра Великого и Малыша Сида раскручивается здесь даже не по полной, а по какой-то запредельной программе, – истинная правда. Из-за чего я даже этот материал начал писать более чем на час позже запланированного – так захватил меня телефильм о двух мастерах, каждый день по нескольку раз демонстрируемый на главном хоккейном канале Канады – TSN. Причем, что хочется подчеркнуть, сделанный с огромной симпатией к обоим, а не по принципу "свои – друзья, чужие – враги". И никакой пропагандой – мол, Кросби круче – там даже не пахло.

Фильм был наполнен любовью к игрокам, взметнувшим вид спорта на новый уровень. При этом колоритно (и опять же – ни в чью пользу) противопоставлялись их характеры. И показывались они в самых различных жизненных ситуациях. Овечкин, к примеру, совершал тест-драйв по центру Нью-Йорка на... машине для заливки льда. Да чего он там только не вытворял!

А в кого он такой прямой, наш Ови, становилось ясно из двух рубленых фраз его отца Михаила, который заявил:

– Сейчас у нас команда – как один кулак. Так что сборная России будет олимпийским чемпионом!

Дай бог, дядя Миша!

Мощнейшая все-таки штука телевидение, способное завести буквально до истерики. Посмотрел этот фильм – и совсем не удивляюсь, что вся Канада теперь живет по кросби-овечкинским часам. Более того, смею утверждать, что после такой "артподготовки" для канадцев разочарованием станет не только поражение своей сборной, но и если турнирные пути-дороги не сведут ее с Россией.

"В России чувствуется такая же страсть, как у нас, – говорил в этом фильме Кросби. – Там так же любят хоккей. И они такие же фавориты, как и мы".

"Овечкин, Малкин, Ковальчук – эти парни изменили отношение к российскому хоккею", – вторил ему главный тренер канадцев Майк Бэбкок.

"Sid the Kid и Alexander the Great. Болельщики не устают обсуждать, кто из них лучший игрок. Совсем скоро им предстоит узнать, кто из них лучший олимпиец", – резюмировали авторы фильма.

Скорее бы!

СЕРДЦЕВИНА КУЛЬТУРЫ И ЧАСТЬ ДУШИ

Алан Адамс, узнав, что я хочу написать о масштабах предолимпийского хоккейного помешательства в Канаде, прислал мне по электронной почте свою публикацию на эту тему. Я читал ее взахлеб, не отрываясь. Тут ничего даже уточнять не надо. Надо просто цитировать.

"Хоккей – это для канадцев нечто большее, чем спорт; это часть души страны. Хоккей – это сердцевина канадской культуры и краеугольный камень канадской жизни. Хоккей – это Национальный театр Канады.

Новый год для нас начинается не 1 января, а со стартом нового хоккейного сезона.

Когда наступает пора протирать коньки и клюшки от пыли, колоссальная часть жизни канадцев начинает крутиться вокруг игры, которая занимает столько места в наших сердцах. Семьи планируют свои уик-энды и рабочие дни, отталкиваясь от хоккейного календаря. В зависимости от него составляются планы на месяцы вперед. Хоккейные арены в каждом городке становятся центрами общественной жизни. Здесь возобновляется старая дружба и начинается новая.

И всем этим правит страсть к ледовой игре.

"Я не думаю, что есть много стран, где к спорту относятся с такой же страстью, как в Канаде к хоккею, – сказал однажды Уэйн Гретцки. – Может, разве что в Бразилии к футболу".

Канадцы до сих пор живут славой победной Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити. Они до сих пор не простили тренеру Марку Крофорду того, что он не использовал Уэйна Гретцки в серии буллитов против чехов в проигранном полуфинале Нагано-98. И вы не услышите канадцев, говорящих вслух о седьмом месте на Играх 2006 года в Турине – на турнире, где Канада проиграла Швейцарии.

Когда в конце декабря был объявлен состав олимпийской сборной, это транслировалось по национальному канадскому телевидению как часть часовой программы, подготовленной мощнейшим консорциумом телекомпаний, газет и интернет-сайтов на двух языках – английском и французском".

Прочитал этот рассказ Адамса – и сразу вспомнилось, что у нас 25 декабря состав олимпийской сборной был просто вывешен на сайте ФХР. Не собираюсь противопоставлять и укорять наших хоккейных руководителей. Каждый поступает так, как считает более полезным для игроков. Но о колоссальном внимании и давлении, которое испытывают сейчас хоккеисты сборной Канады, это говорит исчерпывающе.

О том, как может отразиться на команде это давление, недавно рассказал наш старый знакомец по Магнитогорску Дэйв Кинг, в 88-м возглавлявший любительскую сборную Канады на Олимпиаде в родном Калгари. После крайне натужной победы на старте над Польшей – 1:0 (причем соперник за две минуты до сирены попал в перекладину) на команду в родной стране обрушилась Ниагара уничижительной критики. И молодые игроки не выдержали. В предыдущем декабре они выиграли в Москве Приз "Известий", обыграв даже сборную СССР, но тут, после всего, что услышали, засомневались в себе, и так в себя и не пришли. Впрочем, Кинг сделал оговорку: сейчас речь все-таки не о любителях, а о звездах уровня Бродера, Игинлы и Кросби, которым нипочем любое давление. И тем не менее Кинг поделился своими воспоминаниями и предупреждениями с товарищем и соседом Майком Бэбкоком, с которым у них рядом дома в их родном Саскачеване.

Жертвой эмоционального накала, связанного с Олимпиадами, стал даже сам Гретцки. По словам Бикона, после Турина-2006, воспринятого людьми как унижение и позор, уйти пришлось всем, кто имел к той команде отношение. Бывшего 99-го номера не спас не только статус национальной легенды, но и должность генерального менеджера в золотом 2002-м. Былые успехи в глазах канадцев не дают индульгенцию на всю оставшуюся жизнь даже самым великим людям.

– Какие ошибки, по-вашему, Гретцки совершил при формировании туринского состава? – спрашиваю Бикона.

– Команда там была старовата и тяжеловата. А все потому, что он положился на тех же людей, с которыми выиграл в Солт-Лейк-Сити, хотя время уже изменилось. Нынешний менеджмент во главе со Стивом Айзерманом гораздо больше отслеживал матчи, наблюдал, кто в какой форме. Было потрачено гораздо больше времени и усилий для подбора команды, чем в 2006-м, когда в Турин почти автоматически взяли победителей предыдущих Игр.

– Бэбкок, по-вашему, хорошая кандидатура на пост главного тренера?

– Оптимальная. Его работа с суперталантливым "Детройтом" показала, что он умеет добиваться целей не только при помощи игры от обороны, как в "Анахайме", но и с группой высококлассных игроков, от которых требуют только максимума. Никого другого на это место я даже и не видел.

– Но ведь есть, к примеру, Энди Мюррей, с которым сборная Канады выиграла три чемпионата мира. Или в Канаде это не в счет?

– Не в счет. Если исключить домашний чемпионат мира в Квебеке, люди здесь относятся к этому турниру как ко второстепенному. Наша федерация хоккея, Hockey Canada, придает ему немалое значение, но когда дело доходит до полновесного участия НХЛ, то это рассматривается как энхаэловское событие, и решения принимаются людьми из НХЛ. В данном случае Айзерманом, а также его окружением – генеральным менеджером "Ред Уингз" Кеном Холландом и его коллегой из "Эдмонтона" Кевином Лоу. Руководители Hockey Canada присутствовали на собраниях, но права решающего голоса не имели.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

Если же возвращаться к давлению, кое-кто сомневается в 22-летнем Кросби, для которого это будет первая Олимпиада, а ноша на него общественностью взваливается громадная. Но у парня появился статус звезды еще в 14 лет, когда его стали называть будущим Гретцки! Тогда он играл с ребятами на два года старше – и тем не менее набрал, по выражению Адамса, "челюстеотваливающие" 193 очка в 74 матчах. В пятнадцать после матчей юниорской лиги к нему выстраивались километровые очереди за автографом, в 20 он стал капитаном "Питтсбурга" и вскоре стал сначала самым ценным игроком лиги, а год спустя – самым юным капитаном в истории НХЛ, поднявшим над головой Кубок Стэнли. Ему ли не знать, причем с детских лет, что такое давление. Кросби и говорит:

– Давление есть всегда, вне зависимости от того, где проводится Олимпиада. От канадского хоккеиста на таком турнире всегда ждут только победы, в какой бы точке земного шара он ни проходил. И мы к таким вещам привыкли с детства.

Видимо, Кид Сид все-таки еще не подозревает, что его ждет. Либо он – человек с нервами абсолютной суперзвезды, которой все эти вещи нипочем.

– В чем еще выражается это давление? – спрашиваю Бикона.

– Когда объявляли ванкуверский состав, на каждом веб-сайте, имеющем хотя бы отдаленное отношение к спорту, были тысячи комментариев – даже там, где обычно их бывает 10 – 20. У всех было свое мнение, и все считали нужным его высказать, причем в любых выражениях. Дебаты, кто должен быть в команде, велись больше года! Ежемесячно каждая уважающая себя газета (да и наше информационное агентство тоже) публиковала новый вариант состава – в зависимости от того, кто как играл и сколько забивал.

А на самой Олимпиаде миллионы людей будут обсуждать каждую смену – не то что период. Терпеть и ждать никто не будет. Помню, в 2002-м мы проиграли первый матч шведам, да и во втором, против немцев, играли очень плохо. Вся страна буквально сошла с ума, шельмовала команду за игру, руководство – за подбор команды... И я не представляю, чего стоило им после всего этого сконцентрироваться, объединиться и завоевать золото. Им памятник за это нужно поставить! Проблема в том, что турнир очень скоротечен, и в двух-трех играх на старте, едва собравшись вместе, очень сложно показать хороший хоккей. А если его не показываешь, начинается общенациональная истерия, которая запросто может ударить по менталитету команды. Так что лучший выход для игроков, наверное, не смотреть во время Олимпиады телевизор и не читать газеты.

Оригинально, когда подобные вещи – не смотреть и не читать! – говорит журналист. Представитель профессии, которая как раз показывает и пишет. Что ж, это – Канада.

"ТРЕТЬЯК ЗДЕСЬ БУДЕТ?!"

Вернемся, однако, к канадско-российскому противостоянию. В последние годы у него появился оптимистичный для нас аромат, и не спросить коллег об отношении к нему было нельзя. Оценки, что интересно, оказались едва ли не полярными.

– Поражения от России в финалах двух последних чемпионатов мира имеют для Канады какое-то значение – или они забыты, как досадное и малозначимое недоразумение? – спросил я Бикона.

– Квебек точно не забыт. Хотя бы потому, что русские одержали победу над нами на нашем льду и к тому же на катке энхаэловского размера. Тот матч показал, что такое возможно. Кое-кто, мне кажется, не понимает, как это было важно, поскольку во многом изменило психологию как одних, так и других.

– Канадская пресса знает что-нибудь о Вячеславе Быкове?

– Да. Потому что он работал и выиграл со сборной России в Квебеке. А еще – потому что он в совершенстве знает французский и способен общаться со многими канадцами. Люди помнят и то, что он был очень хорошим игроком, хотя так и не поехал в НХЛ.

– А за КХЛ канадская пресса следит, освещает ее?

– Нет. Информация публикуется, только если происходит что-то серьезное – вроде драки с участием Ягра. Или когда случаются истории вроде отъезда Радулова из "Нэшвилла" в Уфу. Но вряд ли вы найдете много канадцев, которые знают, кто сейчас лидер в КХЛ или кто возглавляет список бомбардиров. Думаю, ваша лига уже заслужила, чтобы ей уделяли больше места, но по инерции пока этого не делается.

Адамс придерживается иной точки зрения насчет чемпионатов мира:

– Для Канады очень важно, чтобы в турнире участвовали все лучшие. Поэтому для страны было очень большим ударом, когда мы проиграли в финале Кубка мира 1996 года американцам. Если мы уступим на Олимпиаде – будет то же самое. Но чемпионаты мира такими турнирами не являются. Даже в Квебеке это не было таким же ранением национальной души, как тот же финал Кубка мира. Теперь же нас ждет лучший турнир на планете, и путей для отступления и оправданий не будет. Наша игра, наша страна, наши часовые пояса, наш размер катков, наши болельщики...

Единственная медаль, которая по-настоящему волнует канадцев, – золото в хоккее. Причем как в мужском, так и в женском.

– Если бы у канадцев был выбор – 10 золотых медалей в Ванкувере, но без хоккея, или одна, но в мужском хоккее...

–...они бы выбрали хоккей. Это абсолютно несправедливо к остальным спортсменам, которые положили массу сил и эмоций, чтобы принести победу своей стране. Но это так – из-за того, что наша страна помешана на хоккее. И с этим ничего нельзя сделать.

Сделать ничего нельзя и с особым отношением канадцев к нам и нашей сборной. В пресс-центре Canada Hockey Center я смотрел сюжет о российской команде, когда ко мне подошел полицейский. Я испугаться не успел, когда он сказал, указывая на экран и лицо Владислава Третьяка на нем: "Третьяк здесь будет?!" – "Да". В момент положительного ответа на лице стража порядка выразился детский восторг, который нельзя передать словами. "Я же на нем вырос!"...

Все канадцы, с кем мне в эти дни довелось общаться, единодушны: Канада – Россия – это был бы финал мечты.

Мы бы не отказались.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.