Хватит жалеть дураков

Добавлена: 21.10.2013 10:17
Источник: Олег Чернов, "AllHockey.Ru"

Слишком слабо подготовленные, чтобы быть великими. Слишком неосторожные, чтобы быть вне скандалов. Слишком мягко наказываемые, чтобы остановиться. О ком речь, вы, конечно, поняли. О хоккеистах, которые регулярно играют опасно и жестоко.

Почему я не называю кончеными отморозками игроков, которые наносят серьезнейшие травмы сопернику, которые играют так, что могут убить и покалечить? Потому что в спокойной атмосфере, вне льда многие из них милы, вежливы и добры. Няшные такие, как большие мягкие слоны или медведи.

На площадке тоже часто ведут себя по-джентльменски. Но потом вдруг заденут или спровоцируют этого товарища, или команда в сложную ситуацию попадет в игре, или даже без каких-либо внешних причин на ровном месте – и мы видим жесточайшие столкновения. Зачинщик спокойно едет в раздевалку. А второй игрок, прибитый – лежит.

Этот идиотизм нужно срочно остановить, иначе дойдет до трупов и инвалидностей. Игроки, конечно, защищены современной формой – но ведь не полностью! Все же смелые. Узкие визоры или их отсутствие. Шеи неприкрытые. Шлемы слетают. Много чего, в общем. А с другой стороны – острые лезвия, клюшки, внушительный вес игроков…

Тут не обойтись без предупреждения. Не дай Бог, чтобы что-то из следующего сбылось. Но предупредить надо. Чтобы обдумали и прочувствовали, что могут натворить. И Бог именно с большой буквы, потому что это молитва.

У меня простые вопросы к каждому хоккеисту, который выходит на площадку. Особенно к тем, кто 25 минут штрафа получает часто. Ты хочешь стать убийцей? Уничтожить молодого парня, который еще немногое успел, или опытного мастера, который еще многое мог бы сделать? И всё это – на глазах тысяч людей на арене и потом еще сотен тысяч у телеэкранов и экранов компьютеров?

Ты только сначала реального игрока, которого хорошо знаешь, представь в виде жертвы. Которого можно вот таким приемом просто взять и убить. Чтобы его потом всем городом пришли хоронить. Убитые горем родители, возможно, и дети, которые без папки останутся. Или покалечить парня так, что карьере конец. Хочешь? Просто сломать игрока сборной перед Олимпиадой хочешь – России помочь? Или ты согласен только на крайние меры – зачем тебе, такому крутому, мелочиться? Представь себе страшные картинки с кровью, с клюшкой, пробившей висок и застрявшей в голове. Последние жестокие судороги. Беспомощный врач. Потрясенные лица товарищей по команде. Если ты всё это красочно представишь, то вряд ли захочешь в следующий раз играть опасно.

Я до сих пор помню, как всего один удар клюшкой в глаз прервал взлет карьеры Игоря Щадилова. Прекрасный защитник, который всё лучше и лучше действовал. До сих пор Игоря вспоминают в Уфе кто с теплом в голосе, а кто и восторженно. Очень хорошо, что он снова заиграл после той травмы. Но взлет был прерван. Не будь того отвратительного удара – Игорь бы сейчас, вполне возможно, явным кандидатом на выступление в Сочи был.

Если для прекращения столь частых пугающих случаев нужны жестокие дисквалификации – пожалуйста. Реальные сроки за хулиганство или побои, или нанесение тяжких телесных повреждений – да сколько угодно!

А то что получается? Бахнул Григорий Панин беззащитного на тот момент Мэтта Мёрли по голове жестоко, так, что мог бы и убить. И всего какие-то там 11 матчей дисквалификации. Извинился, сходил, для сайта комментарий утешительный предоставил – и всё. Как в детском саду – я больше не буду. Ну, ладно, раз не будешь – постой в углу немножко.

Вот комментарий, который дала мне по ситуации с Паниным и Мёрли клинический психолог Лилия Михайлова:

– Хоккей действительно мужская игра, но даже в ней не должно быть места такой хладнокровной инструментальной агрессии. Можно было бы оправдать поведение игрока при определенной степени возбуждения или игровых обстоятельствах, когда снижаются морально-этические цензы по причине сниженного контроля поведения. В данном случае ситуация была вполне моделируема и предсказуема. Поэтому агрессия преследовала точные цели – вывести соперника из игры. Для достижения результата имелись все составляющие: наличие цели неагрессивного характера и ограниченной в движениях, осознанное отношение к ней и владение навыками инструментальной агрессии. Любая враждебная жестокость, даже спортивная, направлена на удовлетворение собственных психологических потребностей – достижение саморегуляции или получения удовольствия от причиненных страданий. В любом случае для ограничений жестокости в спорте, приводящей к нанесению вреда здоровья и увечьям, существуют правила, которые и определяют победителей и проигравших – и не только по очкам.

Я много раз слышал от коллег, что вице-президент "Ак Барса" Равиль Шавалеев не дает хоккеистам казанской команды разболтаться. Держит их в крепком кулаке. Но если так – откуда все эти истории? Почему их так много именно в главном клубе Татарстана? То дама сердца на спорткаре в аварии двух человек на тот свет отправит и потом прикрывается мужем из "Ак Барса", то об изнасилованиях речь идет, то пьяный за рулем, то драка в общественном месте…

"Ак Барсу" впору отправлять своих игроков на перевоспитание в "обезьянники" казанских отделений полиции. Нет, истязать их там серьезно, конечно, никто не будет. Но сама обстановка в таких местах дисциплинирует. Пусть посидят пару суток. Или 15. А то как-то совсем уж непропорционально. Чуть не прибил человека – и получил за это отпуск в разгар регулярки. Добрый тренер еще и отпустит из команды, чтобы нежная психика разгрузилась.

В других командах неприятные инциденты вне льда и на льду тоже бывают. И там их нужно тоже карать строго. Иначе в один прекрасный день будет слишком поздно.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.