Когда и за что свистеть

Добавлена: 27.03.2012 09:24
Источник: Борис Кудрявцев, "Чемпионат.com"

Судейство – одна из самых острых тем в российском хоккее. Вместе с главой судейского департамента КХЛ Александром Поляковым постараемся раскрыть эту тему и получить ответы на острые вопросы.

Хотелось бы поговорить об одной из самых важных, но и одновременно закрытых профессий в хоккее. О судьях спорят все: журналисты, болельщики, хоккеисты, руководители клубов, тренеры. Судейство обсуждают. Работу судей критикуют. Судьи – первые, кому предъявляют претензии. Нам представилась возможность задать вопросы и получить ответы, связанные с трактовками правил, решениями арбитров в плей-офф, подготовкой рефери и многим-многим другим.

Вопросов, а где-то и претензий к главе департамента КХЛ по судейству накопилось немало. Нами были затронуты темы отношения к российским арбитрам на международных турнирах. Мы попытались разобраться, как к ним относится ИИХФ, сравнить судейство в НХЛ и КХЛ, пояснить трактовки правил, связанных с силовой борьбой, отношение к силовой борьбе. Кроме того, были заданы вопросы о критериях оценки судей: должен быть судья заметен или находиться в тени, всегда ли арбитры видят эпизоды и всегда ли решение о нарушении правил выносится на основании увиденного момента, есть ли хоккеисты, которых "свистят", что называется, на всякий случай. Не остался без внимания самый харизматичный арбитр КХЛ Вячеслав Буланов.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ СУДЕЙСТВА

Тема качества судейства в КХЛ волнует многих. Именно с комментариев об этом самом качестве и началась наша беседа с Александром Поляковым:

— Если пока не вдаваться в детали (о них, я думаю, мы ещё будем говорить), я считаю, что качество судейства каждый год повышается. Появляются новые судьи, которые выполняют все установки департамента, и уровень этих судей растёт. Мне это видно. Возможно, это пока не видно болельщикам и хоккеистам, потому что они встречаются на льду, когда судьи кого-то удаляют. Но могу сказать, что в целом уровень растёт.

— Вы уже много раз говорили, что многое зависит от доверия к судьям. Но очевидно, что этого доверия не так уж и много. В особенности у игроков, возвращающихся из НХЛ. Много на эту тему говорил Каспарайтис, Сергей Зубов был более корректен, но его вердикт тоже неутешителен… Что скажете по этому поводу?

— Каспарайтис приезжал чуть раньше, в локаутный сезон. Тогда те изменения в судействе, которые начинались в НХЛ, до нас ещё не дошли. И подход к судейству в Европе и в НХЛ был разный. Поэтому возникали такие проблемы. Сейчас стремительно растёт количество изменений в правилах. Большие изменения происходят в Национальной хоккейной лиге. Там сильно возросло количество удалений. Конечно, когда игроки приезжали из Северной Америки, они видели немного другой хоккей и судейство немного другое. Возможно, это раньше было. Сейчас Европа, а вслед за ней и мы, приняла все изменения, которые произошли в НХЛ. И мы также стараемся следовать этим изменениям. Но иногда возникает вопрос, если можно так сказать, дисциплины в командах. Если судья показывает удаление, то хоккеисты должны идти и принимать это как данность, но почему-то некоторые игроки на это не реагируют. На мой взгляд, дисциплина игроков в НХЛ выше, поэтому там и чище хоккей.

— Если сравнивать с европейскими лигами, с НХЛ, с судейством на Олимпийских играх и чемпионатах мира, каков уровень судейства у нас?

— Я бы не стал сравнивать судейство в чемпионатах отдельных стран с судейством на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Это невозможно сделать, потому что на Олимпиады и на чемпионаты мира приезжают лучшие судьи, по два человека от каждой страны. Это касается не только главных судей, но и линейных. На таких турнирах работают все лучшие, поэтому судейство там очень высокого уровня. Второй момент – длительность чемпионатов мира и Олимпийского турнира очень короткая. На краткосрочных турнирах судьям гораздо проще работать и выполнять те установки, которые им даёт Международная федерация хоккея. И в команды приезжают все лучшие игроки, которые стараются показать хороший хоккей и высокий результат. Игрок заинтересован в том, чтобы как можно меньше нарушать правила. Конечно, бывают исключения, но в основном есть две заинтересованные стороны: судьи и игроки. Поэтому получается такой качественный скачок.

— Почему российское судейство не очень котируется на международных турнирах, таких как чемпионаты мира и Олимпиады? За последние годы не было ни одного финала с участием российских судей. Более того, за исключением 2009 года российские судьи либо не допускались вообще к играм плей-офф, либо ограничивались четвертьфиналами.

— Наверное, это больше вопрос не ко мне и не к Континентальной хоккейной лиге, а к ИИХФ, которая оценивает работу арбитров. Я бывший судья, и когда я судил чемпионаты мира раньше, тоже был недоволен, когда меня не назначали на главные матчи. Правда, сейчас я это понимаю и принимаю. Но, естественно, у ИИХФ есть свои супервайзеры, свои подходы, свои требования, по которым они оценивают того или иного судью и назначают его на матч. Когда я был в Братиславе, я видел, как судьи ошибаются. Но почему-то так получилось, что некоторых судей вообще не назначали. Для меня это немного странно, потому что для меня они все приблизительно одного уровня.

И такая ситуация не только у наших судей, но и у представителей других стран — почему-то их не назначают. Хотя уровень хороший. Хотя вопросы на эту тему задавались, ответы были получены не вполне понятные для меня. Оценивается не качество судейства, а что-то другое. И на основании каких-то причин наши судьи не назначаются. Я знаю, что сейчас ведётся активная работа в ИИХФ со стороны России по поводу того, чтобы нам разъяснили, почему так происходит, почему наших судей не назначают. В 2009 году Вячеслав Буланов отсудил финал молодёжного чемпионата мира. Туда пригласили очень известных судей, которые обычно обслуживают матчи взрослого чемпионата мира. Для ИИХФ в плане судейства этот турнир был как взрослый чемпионат, потому что всё это происходило в Канаде, уровень был самый высокий. Это назначение на финал – достойное назначение.

ЦЕНА УДАЛЕНИЯ

— Не обусловлено ли такое отношение к российским арбитрам в ИИХФ тем, что стандарты, характер ведения игры, трактовка тех или иных моментов правил в Европе и НХЛ отличаются от КХЛ?

— Мы стараемся следовать тем подходам и тем требованиям, которые приняты в НХЛ и в ИИХФ. У меня очень тесный контакт с Международной федерацией хоккея. Мы находимся в постоянном контакте и на сборах стараемся и просим судей действовать в соответствии с международными стандартами. Это касается ударов клюшкой, задержки руками, задержки клюшкой и так далее. Зачастую что происходит здесь? Я не хочу переводить на кого-то стрелки, но если вспомнить какие-то моменты, если судьи начинают удалять, к нам приходит много писем с вопросами: "А зачем столько удалений?" Команды разные, тренеры разные, руководители клубов разные. Кого-то это устраивает, кого-то нет. Нам остаётся следовать той линии, которую мы взяли, и стараться её выдерживать.

— Российские хоккеисты страдали от того, что в российском чемпионате были особые трактовки правил, за что наша сборная хватала огромное количество штрафных минут.

— Такое мнение есть, и поэтому нам нужно ещё жестче подходить к определению нарушений. И здесь много зависит от самих игроков, которые приезжают на международные соревнования. К примеру, к нам на подмену приезжал судья из европейской страны, и он с удивлением говорил: "Как хорошо у вас идёт борьба с ударами клюшкой. Вы за них штрафуете, и игроки у вас слушаются. У нас в стране это невозможно, просто потому что мы этого сделать не можем".

— На предмет таких удалений в разговоре с ИИХФ эти темы поднимаются? "Слабые" удаления обсуждаются? Слышит ли Международная федерация хоккея аргументы судейских комитетов и игроков с тренерами?

— Безусловно, все темы обсуждаются, и, на мой взгляд, очень важно, чтобы не было "слабых" удалений. Ведь что такое "слабое" удаление? Это не очевидное удаление. Видимо, судья так расположился, ему так показалось или он додумал что-то и выписал штраф. И инспектор к нему приходит и говорит, что это "слабое" удаление, которое не нужно было давать. Пускай игра идёт своим чередом. С учётом того уровня, который взял судья в начале игры, если это высокий уровень, команды и зрители понимают, что происходит. И вдруг происходит такое удаление, что называется, 50 на 50. Тогда становится непонятно и игрокам, и зрителям. Основной вопрос, о котором говорится: главное — не давайте "слабые" удаления. Не выдумывайте и не додумывайте ситуацию. Давайте или не давайте штрафные минуты только за то, что вы видите. Ни в коем случае не додумывайте, что вот он руку или клюшку куда-то засунул. Судиться должно только то, что вы видите, с учётом даже того, что по телевизору могло показаться, что было нарушение. Судья должен там принять решение. Все эти вопросы обсуждаются. Видите – удаляйте, не видите, не можете принять однозначное решение – давайте играть.

СИЛОВАЯ БОРЬБА

— Есть момент, который сложно понять в первую очередь зрителям. Заключается он в том, что ведение силовой борьбы в НХЛ и в КХЛ – это, что называется, две большие разницы. В КХЛ свистятся эпизоды, в которых в НХЛ у судьи не было бы даже мысли взяться за свисток.

— Да, наверное, так было лет пять-шесть назад. Тогда судьи попадались на удочку игроков, которые провоцировали эти нарушения. Со стороны нам казалось, что это толчок на борт или неправильная атака, и мы выписывали удаления. А на самом деле ничего не происходило. Игроки из НХЛ по своей привычке били соперников. Там, в НХЛ, в то время был такой уровень, игрокам всё это разрешалось правилами. Мы, безусловно, не были готовы к такой оценке силовой борьбы и давали эти "слабые" удаления. Конечно, эти удаления не были игрокам понятны, поэтому они говорили об этой разнице. С созданием КХЛ я постарался сделать так, чтобы судьям стало ясно, как определить правильный силовой приём. Мы разбирали очень много моментов. В первый год мы постарались взять повыше планку и не давать удаления за такие падения… Знаете, когда к хоккеисту подъезжает игрок, телом подталкивает соперника, а тот, падая, буквально выпрашивает удаление.

— Так это очень часто происходит и сейчас.

— Мы старались от этого уйти, вырабатывать новый подход. Прошло два сезона, а потом у судей пошли пропуски, они в некоторых моментах не свистели, хотя были толчки на борт с нарушением правил. У меня всегда были вопросы по квалификации толчка на борт и неправильной атаки, ведь часто читаешь правила и пытаешься соединить их с игровым моментом, а не получается.

Я задал эти вопросы ИИХФ, они в свою очередь связались с НХЛ, сделали совместное совещание этим летом. Там собрались представители судейских организаций из Европы и из НХЛ, где нам чётко показали правильные подходы, и всё наконец встало на свои места. И они сказали, что и в НХЛ сейчас ведётся активная борьба с травматизмом игроков. Там очень много травм, связанных с толчками на борт. И внимание акцентировалось на атаке в спину в область номера, причём когда атака идёт локтями, клюшкой. Если игрок подъезжает и не выставляет локти, клюшку, бьёт тело в тело – это нормально. Всегда самым нормальным силовым приемом, который не вызовет никаких вопросов, будет удар плечо в плечо, независимо от того, будет ли получена травма или нет. Если удар идёт плечо в плечо и игрок ударяется в борт – это нормально, потому что хоккеист должен быть готов защищать себя. Но главное, чтобы удар не был нанесен в спину в область номера.

Такие разъяснения сейчас нам дали, и мы в течение года стараемся их применять. И в НХЛ, и Европе то же самое — все подходы теперь одинаковы, и мы стараемся их выполнять. Теперь очень важно увидеть, что игрок, против которого применяют силовой приём, не подогнул раньше времени коленки, видя, что его идут бить. В общем, мы стараемся судить так же, как и в НХЛ, и в Европе.

Из второй части беседы с Александром Поляковым вы узнаете:
— о трактовке моментов, связанных с атакой игрока, не владеющего шайбой;
— о силовой манере игры Евгения Артюхина;
— о самом знаменитом судье — Вячеславе Буланове.
Продолжение следует.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.