Кузнецы славы. Часть 62. Михаил Васильев

Добавлена: 16.08.2010
Источник: Павел Сергеев, "Чемпионат.ру"

"Чемпионат.ру" - о коньках и санках, о словах Мальцева и подаренной "Волге", об итальянских буднях и российских скандалах и о многом другом в карьере Михаила Васильева.

Если вы сегодня введёте имя этого игрока в любом поисковике, то первым делом узнаете душераздирающую историю с отчислением молодого и перспективного Кирилла Кабанова из юниорской сборной страны. К сожалению, Михаила Васильева всё чаще вспоминают лишь благодаря этому эпизоду, да не очень удачному выступлению юниорской сборной, которой он руководил на чемпионате мира. Сам наставник скромно отмечает, что в этом году юниоры сыграли лучше остальных российских команд, и, с формальной точки зрения, он прав. Тогда Михаил Александрович отчислил юное дарование, сославшись на отсутствие дисциплины у звезды, и вызвал бурю негодования. Отец Кирилла склонялся к тому, что его сына попросту "заказали" и якобы даже звонил тренеру, чтобы серьёзно поговорить. Наше общение с Михаилом Васильевым будет не менее серьёзным, но, к счастью, будет носить принципиально иной характер, односторонний.

Маленький городок Электрогорск расположился в полутора часах езды от Москвы. В нём всего 20 тысяч жителей, но среди них в своё время родились два олимпийских чемпиона. Когда Александр Болошев в 1972-м примерил золотую медаль, будучи баскетболистом сборной СССР, 10-летний Миша Васильев ещё и не знал, что ему предстоит стать вторым в этом списке. Изначально ничего не предвещало громкой спортивной карьеры – хоккейная мания была у всех ребят, а так скромная семья: мама – начальник турбинного цеха, папа – слесарь на той же электростанции. Где-то в 1968-м папа возьмёт в руки санки, а маленький Миша, надев коньки, схватится за них и так проедет свои первые метры, а потом научится кататься и станет делать это довольно неплохо. Вскоре папа прочитает, что в хоккейную школу ЦСКА объявлен набор, и в шутку предложит завсегдатаю ледовых побоищ во дворе попробовать. В той шутке доля правды была слишком велика, а потому через несколько дней на катке, где катались несколько десятков ребят, был и Миша Васильев. На семилетних хоккеистов смотрели Тарасов и Кузькин с Фирсовым. Последний и выделил среди всех Васильева, после чего его судьба была предрешена. Родителям оставалось лишь верить, что многочасовые поездки на электричках когда-нибудь принесут свои плоды.

В 17 лет Михаил Васильев попадает на сбор со взрослой командой. В таком возрасте и в таком ЦСКА самая большая опасность была в возможности легко ослепнуть. Пространство в раздевалке разделяли с юношей Третьяк, Харламов, Михайлов. С Петровым так и вообще поселили в одной комнате и первые четыре месяца, как вспоминает Васильев, спали на соседних кроватях (тем более у Петрова уже был опыт нахождения рядом с человеком, имевшим такую фамилию). В 1882 году состоялся дебют в сборной на приз газеты "Известия". Ничем особенным выделиться Васильеву не удалось, а вот один момент он будет вспоминать всю жизнь. Это случилось, когда юноша сказал об одном из матчей, что мол можно и вничью сыграть. На счастье рядом оказался Мальцев, который очень проникновенным взглядом и ёмким русским словом объяснил, как относятся к ничьим в ЭТОЙ команде. С тех пор проблем с мотивацией у Васильева не было.

Понюхать пороху предстояло на чемпионате мира в ФРГ. Там в решающем матче с канадцами Васильев играл с травмой ноги, что не помешало ему забросить красивейшую шайбу с передачи всё того же Мальцева. Эти голом будет потом восхищаться Вячеслав Фетисов, вспоминая чемпионат. Молодой нападающий же тогда сравнял счёт и, по признанию легенды нашего хоккея, помог партнёрам успокоиться и добиться победы.

Олимпиада в Сараево была особенным событием: её ждали и к ней готовились как никогда. Ко всему прочему урезали количество хоккеистов в заявке сборной, и конкуренция ожесточилась до предела. "Возможно, мне повезло, но я попал на тот турнир", - скажет потом Васильев. Его ставят в тройку с Ковиным и Скворцовым, у которых был хороший опыт игры друг с другом, и тренеры не просчитываются. Когда закатали канадцев 4:0, две шайбы отгрузило именно это звено.

После Олимпийских игр жизнь начинает меняться в лучшую сторону: заканчивается эпоха съёмных квартир, семья Васильевых въезжает в собственную, двухкомнатную. Заканчивается ходьба пешком - узнав, что на выступление перед рабочими Васильев добирался на электричке, власти дарят ему белую "Волгу". ЦСКА продолжает выигрывать, а сборная на чемпионате мира в Праге довольствуется только бронзой. Васильев сыграет там и будет реабилитироваться вместе со всеми через год в Москве, где станет двукратным чемпионом мира. Следующий чемпионат станет последним в составе сборной, несмотря на то что за ЦСКА он забросит 16 шайб, что станет лучшим показателем Васильева в рядах армейцев. Однако бесконечно быть в чьей-то тени надоедает, и после беседы по душам нападающий уезжает в Ярославль, где, как сам вспоминает, накатался вволю.

В 90-е игрок не стал оригинальничать и перебрался в Италию, где отыграл почти 10 сезонов с небольшим перерывом на Данию. Перечислять клубы, в которых играл Васильев, занятие немного бессмысленное, стоит лишь сказать, что там он стабильно забивал, но чемпионат страны так и не выиграл… В роли игрока, но, завершив карьеру в 2001-м, он берёт молодых ребят и с ними выигрывает молодёжный чемпионат. Отработав в Италии и едва не став её гражданином, Васильев возвращается домой. На Апеннинах он отработает тренером восемь лет, дважды завоюет Кубок Италии. Там же останутся жена и дочь, а Михаил Александрович вернётся на родину поднимать юниорскую сборную, попробует свои силы и в Белоруссии, но совсем недолго. В России у Васильева пока всё идёт не так гладко. Четвёртое место для него наверняка не повод прыгать от счастья, но ведь не зря же Мальцев в своё время учил играть на победу.

Пора претворять уроки в жизнь.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.