Кузнецы славы. Часть 61. Игорь Стельнов

Добавлена: 13.08.2010
Источник: Павел Сергеев, "Чемпионат.ру"

"Чемпионат.ру" - об одном из лучших защитников 80-х годов, двукратном олимпийском чемпионе и человеке с драматичной судьбой - Игоре Стельнове.

Советскую команду под руководством Виктора Тихонова очень часто называли "красной машиной". Но, к сожалению, в отличие от стального механизма, детали этой машины не были выплавлены из стали. Это были игроки, которые в разных ситуациях могли стать и крепче металла, но работа на износ губит подчас даже самые прочные сплавы, не говоря уж о людях. Кто-то умеет рассчитать силы на всю жизнь, кто-то от природы наделён выносливостью, а кому-то везёт меньше. Огромные нагрузки, психологическое давление и постоянное чувство ответственности не проходят просто так. Цена побед и титулов для нашего сегодняшнего героя оказалась слишком высока. В 2009 году сердце Игоря Стельнова перестало биться. Товарищи понимали, но не верили, врачи боролись, но были бессильны, а болельщики вспоминали. Вспомним и мы этого замечательного хоккеиста.

Он родился в феврале 1963-го. Стоит ли говорить, какую популярность тогда набирал хоккей? Едва прошло пять лет с тех пор, как Игорь увидел свет, и он уже катался на коньках и не во дворе, а в детской школе армейцев. Пройдёт несколько лет, и он не будет представлять себя без этого клуба. Вместе с ним из того набора ребят потом выйдут Михаил Васильев и Андрей Хомутов. Игорь прогрессировал в команде, и его попадание в молодёжную сборную стало лишь вопросом времени. Даже проблемы со зрением (с 15 лет он был вынужден играть в контактных линзах) не могли остановить рост талантливого защитника. На молодёжном чемпионате мира в США к нему, несмотря на неудачное выступление сборной, уже подходят с предложениями скауты из НХЛ: ещё бы - защитник стал третьим по результативности в своей команде.

В 1981-м Игорь Анатольевич дебютирует в ЦСКА, где тогда, по его воспоминаниям, царила такая атмосфера, что об НХЛ и думать не хотелось. Харламов, Гусев, Рагулин (о них с особой теплотой вспоминал Стельнов) - это были люди, за которыми молодёжь чувствовала себя как за стеной, за которыми хотелось тянуться. Тихонов ставит его к Сергею Старикову, и они становятся второй парой защитников в стране и именно в таком сочетании едут на Олимпиаду в Сараево. После неудачного выступления четырёхлетней давности ошибаться было нельзя: на матч с чехами, в котором определялась судьба медалей, Стельнов выйдет с температурой и отыграет уверенно. Вернувшись из Югославии с золотом, он получит звание заслуженного мастера спорта.

Оказавшись в паре со Стариковым, Стельнов начинает забивать гораздо меньше, но на то была воля Тихонова. "Мне нужно было страховать Старика в средней зоне: он к атакам подключался, а я оставался дома, с тренером бесполезно было спорить", - говорил о своих игровых функциях защитник. В первых трёх сезонах он забросит по три гола и так и не сможет больше переплюнуть этот невеликий даже для защитника показатель. Однако в надёжности его было не упрекнуть.

К несчастью, лишь на площадке: в жизни всё было немного сложнее. Одноклассник и впоследствии "работодатель" Андрей Сафронов вспоминает, что Стельнов всегда и со всеми держался запросто, до последних лет рекомендовал называть себя Стеля и не избегал весёлых компаний, отсюда немного друзей и всегда в достатке приятелей, отсюда же было прозвище Гурин - по аналогии с героем фильма "Москва слезам не верит". Самым памятным моментом многие называют забитый гол или выигранный важный матч, Стельнов почему-то таким считает свою ошибку в финальной игре Кубка Канады, где советская сборная уступила. Гнев тренера после игры стал самым ярким впечатлением за хоккейную карьеру, признавался Игорь Анатольевич.

"К Олимпиаде в Калгари мы подошли командой, которую было не остановить", - вспоминал Стельнов. Тихонов тогда пообещал первой пятёрке помочь уехать за океан в случае удачного выступления, так всё и случилось. За нашим героем пристально следил клуб "Виннипег Джетс", но переговоры сорвались, да и сам защитник не видел себя в Штатах: "Возраст не тот, да и далеко это". Потом Тихонов выгонит его из ЦСКА, и после нескольких матчей в "Химике" начнутся европейские скитания. Шведский "Регле", где президент попросил не уезжать домой на новогодние праздники, пообещав взамен оплатить застолье в любом местном ресторане, и очень удивился, увидев цифры, описывающие русский размах. Итальянский "Асьяго", о котором даже в Италии не все слышали, и европейская скука, когда "все только звонят друг другу и не ходят в гости".

В 1997-м он вернётся в родной ЦСКА, от которого к тому времени останутся лишь форма и название, и после этого сезона повесит коньки на гвоздь. Игры за ветеранов, бизнес, а потом звонок бывшего одноклассника и "однодворника" Сафронова, который по рекомендации Рагулина, следившего за Стельновым ещё с "молодёжки", предложил помочь в становлении молодого ХК МВД. Стельнов согласился и потом в каждом интервью повторял, как много работы предстоит сделать. В той команде нужно было начинать с нуля, притом, что задачи ставились высокие, тогда как финансирование оставляло желать лучшего. Министерство требовало скорейшего попадания в Суперлигу, и эту задачу не без помощи Стельнова решили. Желание работать было, а вот сил, прежде всего внутренних, уже не хватало. Срывы и проблемы с алкоголем - не лучшие напарники тренера. В декабре 2008-го Сафронов вызовет его к себе и попросит написать заявление. После этого у Игоря Анатольевича останется три месяца.

Все когда-то уходят, и каждый делает это по-своему, но далеко не всем доводится дважды выиграть Олимпиаду, мировое первенство и несколько раз чемпионат своей страны. У Игоря Стельнова это получилось - быть отличным хоккеистом. Таким мы его и запомним.

Комментарии:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.